ФОРМУВАННЯ В МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ ПОЗИТИВНОЇ МОТИВАЦІЇ ДО НАВЧАЛЬНО-ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

В. О. Шишенко

Анотація


У статті йдеться про формування надзвичайно важливого складника успішного навчання – мотивації. Мотиваційний компонент навчання розглянуто в структурі навчального процесу в сучасній початковій школі. Здійснено аналіз наукових підходів щодо визначення таких понять, як «мотив», «мотивація», «позитивна мотивація», «навчально-пізнавальна діяльність». Узагальнено погляди дослідників різних галузей науки (філософія, психологія, педагогіка) щодо важливості позитивної мотивації до навчання та пізнавального пошуку саме в період становлення молодшого школяра, який входить в складну систему не лише інтелектуального, а й соціального становлення, залучається до широкого кола невідомих йому раніше взаємин. Визначено пріоритетні напрями роботи сучасного вчителя, спрямовані на формування позитивної мотивації до навчально-пізнавальної діяльності учнів. Розкрито можливості фахових дисциплін, що викладаються майбутнім учителям початкової школи, щодо формування вмінь мотивувати учнів до свідомого й продуктивного засвоєння знань.

 

Ключові слова: мотив, мотивація, молодші школярі, початкова школа, навчально-пізнавальна діяльність, вміння, організація, специфіка.

 

В статье идет речь о формировании чрезвычайно важной составляющей успешной учебы – мотивации. Мотивационный компонент учебы рассмотрен в структуре учебного процесса в современной начальной школе. Осуществлен анализ научных подходов относительно определения таких понятий, как «мотив», «мотивация», «позитивная мотивация», «учебно-познавательная деятельность». Обобщены взгляды исследователей разных областей науки (философия, психология, педагогика) относительно важности позитивной мотивации к учебе и познавательному поиску именно в период становления младшего школьника, который входит в сложную систему не только интеллектуального, но и социального становления, привлекается к широкому кругу неизвестных ему ранее взаимоотношений. Определены приоритетные направления работы современного учителя, направленные на формирование позитивной мотивации к учебно-познавательной деятельности учеников. Раскрыты возможности профессиональных дисциплин, которые преподаются будущим учителям начальной школы, относительно формирования умений мотивировать учеников к сознательному и продуктивному усвоению знаний.

 

Ключевые слова: мотив, мотивация, младшие школьники, начальная школа, учебно-познавательная деятельность, умение, организация, специфика.

 

The article deals with the formation of an extremely important component of successful learning – motivation. The motivational component of learning is considered in the structure of the educational process in modern elementary school. The scientific approaches concerning the definition of such concepts as «motive», «motivation», «positive motivation», «educationalcognitive activity» are analyzed. The views of researchers of various scientific branches (philosophy, psychology, pedagogy) on the importance of the positive motivation to learning and to cognitive search in the personal becoming period of younger schoolchildren, which are being involved to the complex system not only of intellectual development, but also social formation; to a wide range of previously unknown for them relations, are generalized. A modern teacher’s priority work directions aimed at the formation of the positive motivation to pupils’ educationalcognitive activity are determined. The potentialities of the professional disciplines, which are being taught by future elementary school teachers, on the formation of skills to motivate pupils to conscious and productive knowledge assimilation are described.

 

Keywords: motive, motivation, young schoolchildren, elementary school, educational-cognitive activity, skills, organization, specificity


Повний текст:

PDF

Посилання


Бабанский Ю. К. Методы стимулирования учебной деятельности школьника / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. – 1980. – № 3. – С. 99 – 106.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 534 с.

Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. – 2-е изд. – М. : Учпедгиз, 1962. – С. 362 – 383.

Лозова В. І. Цілісний підхід до формування пізнавальної активності школярів / В. І. Лозова. – Х. : ОВС, 2000. – 164 с.

Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.

REFERENCES

Babanskiy, Yu. K. (1980). Metodyi stimulirovaniya uchebnoy deyatelnosti shkolnika [Methods of stimulating the schoolchild's learning activity]. Sovetskaya pedagogika, 3, pp. 99-106 (in Russian)

Vyigotskiy, L. S. (1996). Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moskva: Pedagogika, 534 p. (in Russian)

Leontev, A. N. (1962). Potrebnosti i motivyi deyatelnosti [Necessities and motives of activity]. Psihologiya. Moskva: Uchpedgiz, pp. 362-383 (in Russian)

Lozova, V. I. (2000). Tsilisnyi pidkhid do formuvannia piznavalnoi aktyvnosti shkoliariv [A holistic approach to the formation of cognitive activity of schoolchildren]. Kharkiv: OVS, 164 p. (in Ukrainian)

Maslou, A. (2003). Motivatsiya i lichnost [Motivation and personality]. Sankt Piterburg: Piter, 352 p. (in Russian)


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.