СУТНІСТЬ ПОНЯТТЯ «ЦІЛІСНІСТЬ ОСОБИСТОСТІ» У СИСТЕМІ ФІЛОСОФСЬКОГО ЗНАННЯ

В. І. Коновальчук

Анотація


Філософський  аналіз  сучасних  кризових  явищ,  антагонізмів  та суперечностей  у  суспільстві  та  світі  виявляє    їх  взаємов’язок    із нестабільністю,  дезінтегрованістю  та  внутрішнім  розколом особистості.  У  статті  здійснена  спроба  наукового  аналізу сутності  поняття  «цілісна  особистість»,  його  становлення    та історичного  розвитку  у  контексті  філософської  антропології, психології та синергетики з метою визначення ціннісних орієнтирів сучасної  філософії  освіти.  Аналіз  філософської  спадщини слов’янофілів  із  проблеми  цілісності  є  переконливим  підґрунтям розвитку  концепції  життєтворчості  особистості    у  філософії освіти. Використання синергетичного підходу відкриває перспективу  повноцінного  розвитку  індивідуального  творчого потенціалу особистості у просторі освіти. 

Ключові  слова:  цілісність,  особистість,  творчий  потенціал, самотворення, синергетика.

Философский анализ современных кризисных явлений, антагонизмов и противоречий  в  обществе  и  мире  обнаруживает  их  взаимосвязь  с нестабильностью, дезинтеграцией и внутренним расколом личности. В статье  предпринята  попытка  научного  анализа  сущности  понятия «целостная  личность»,  его  становления  и  исторического  развития  в контексте  философской  антропологии,  психологии  и  синергетики  с целью  определения  ценностных  ориентиров  современной  философии образования.  Анализ  философского  наследия  славянофилов  по проблеме  целостности  является  убедительным  основанием  развития концепции  жизнетворчества  личности  в  философии  образования. Использование  синергетического  подхода  открывает  перспективу полноценного  развития  индивидуального  творческого  потенциалаличности в пространстве образования.

Ключевые  слова:  целостность,  личность,  творческий  потенциал,самосозидание, синергетика.

Philosophical  analysis  of  modern  crisis  phenomena,  antagonisms  and contradictions  in  the  society  reveals  their  interrelation  with  instability,disintegration and inner disassociation of personality. The attempt of thescientific  analysis  of  the  essence  of  ”integral  personality”  notion,  its formation  and  historic  development  in  philosophical  anthropology, psychology  and  synergy  context    with  the  aim  of  value  orientations  of modern  philosophy  of  education  definition  is  done  in  the  paper.  The analysis  of  philosophical  heritage  of  slavophiles  on  the  problem  of integrity  is  the  solid  background  for  personality’s  Life  Creativity conception  formation  in  philosophy  of  education.  The  usage  of synergetic  approach  opens  the  perspective  of  full  development  of individual creative potential of the personality in education space.

Key  words:  integrity,  personality,  creative  potential,  self-creation,synergy.

Повний текст:

PDF

Посилання


Коганець І. Всезагальна дезінтеграція // Розбудова держави. – 1998.-№№1-2. – С.75-85.

Скотна Н. Особа в розколотій цивілізації:освіта, світогляд, дії. – Львів: Українські технології, 2005. – 384с

Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. / Сост. Огурцов А.П.; Вступ.сл. Уколовой В.И.; Закл.сл. Рашковского Е.Б. – М.: Прогресс, 1991. – С. 77-80.

Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1990. – 367 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995. С. 383.

Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. – Минск: Харвест, 1999. – 912 с.

Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. – СПб.: Художественная литература, 1994. –528 с.

Соловьёв B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соловьёв B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.

Соловьев B.C. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы) // http://www.rodon.org/svs/pobvzfs.htm .

Лосский Н.О. Бог и мировое зло // цит. по: Зеньковский В.В. История русской философии. – Харьков: Фолио; М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. – 896 с.

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической метафизики. – М.: Республика, 1995. – 375 с.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 381 с.

Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. К., 1990. – 148с.

Шаманский Л.Г. Целое и целостность как категория материалистической диалектики: Автореф. дис. ... канд. филос наук Л., 1975.

Шелер М. Формы знания и образования //Избранные произведения: Пер.с нем. А.В. Денежкиной и др. / [Сост. и науч.ред. А.В. Денежкина]. М.: Гнозис, 1994. – 413 с




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.22413

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.