ОППОЗИЦИЯ «БЕЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ЮРГИСА БАЛТРУШАЙТИСА И МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ СИМВОЛИСТСКОЙ ПОЭЗИИ

В. В. Щербина

Анотація


У статті розглядається специфіка розвитку та особливості сприйняття білого та чорного кольорів у поетичному світі Юргіса Балтрушайтіса та Марини Цвєтаєвої. Показано, що білий колір є одним з найчастотніших у творчості Балтрушайтіса. Встановлено, що білий колір у поетичному світі Балтрушайтіса використовується у віршах, пов`язаних з темою очікування приходу Месії та проблемою духовних пошуків героя. Білий також є характеристикою неземного світу та атрибутом Вищих Сил. Чорний колір асоціюється з темою шляху, безрадісного земного існування людини та ідеєю про необхідність духовного відродження. 

Встановлено, що опозиція білий-чорний у художньому світі Цвєтаєвої характеризується багатоплановістю та різноманітністю значень. Використання білого кольору може бути пов`язаним з традицією російської літератури XVIII–XIX століть, в якій білий колір мав ознаку святості або вказував на приналежність до ангельского чину. Білий колір також може мати негативне значення та бути пов`язаним з чимось незначним, нецікавим та пустим. У художньому світі Цвєтаєвої слова на позначення кольору активно взаємодіють між собою, що веде до створення динамічного образу. Чорний колір може асоціюватися з чимось негативним, страшним та небезпечним, що співпадає зі звичним сприйняттям кольору. У творчості Цвєтаєвої чорний колір може набувати позитивного значення. Чорний пов`язаний з поняттям повноти життя. Він сприймається людиною як близький та зрозумілий. Білий є характеристикою таємного світу, далекого та холодного. 

Ключові слова: колір, лірика, символ, художня система, поетичний світ.

В статье рассматривается специфика развития и особенности восприятия белого и черного цвета в поэтическом мире Юргиса Балтрушайтиса и Марины Цветаевой. Показано, что белый цвет является одним из самых частотных в творчестве Балтрушайтиса. Установлено, что белый цвет в поэтическом мире Балтрушайтиса используется в стихотворениях, связанных с темой ожидания прихода Мессии и проблемой духовных поисков лирического героя. Белый также является характеристикой неземного мира и атрибутом Высших Сил. Черный цвет ассоциируется с темой пути, безрадостного земного существования человека и идеей о необходимости духовного возрождения.

Установлено, что оппозиция белый-черный в художественном мире Цветаевой характеризуется многоплановостью и разнообразием значений. Использование белого цвета может быть связано с традицией русской литературы XVIII–XIX веков, в которой белый цвет имел признак святости или указывал на принадлежность к ангельскому чину. Белый цвет также может иметь и негативное значение и может указывать на что-то незначительное, неинтересное и пустое. В художественном мире Цветаевой слова-цветообозначения активно взаимодействуют друг с другом, что способствует созданию динамичного образа. Черный цвет может ассоциироваться с чем-то негативным, пугающим и опасным, что совпадает с привычным восприятием цвета. В творчестве Цветаевой черный цвет может приобретать и позитивное значение. Черный связан с понятием о полноте жизни. Он воспринимается человеком как близкий и понятный. Белый цвет является характеристикой таинственного мира, далекого и холодного.

Ключевые слова: цвет, лирика, символ, художественная система, поэтический мир.            

The specific character of the development and peculiarities of white and black colours perception in Yurgis Baltrushaitis` and Marina Tsvetaeva`s poetic world is taken into consideration in the article. It is shown that white colour is considered to be one of the most frequent in use in Baltrushaitis` creative activity. It is proved that white colour is used in the poetry connected with the idea of Messiah`s coming and the problem of spiritual search of a person. White colour is also considered to be the characteristic of supernatural world and Higher Forces. Black colour is associated with the theme of the way and the idea of spiritual revival necessity.

 It is shown that opposition white-black in Tsvetaeva`s poetic world is characterized by diversity of meanings. The use of white colour may be connected with the tradition of the Russian literature of XVIII-XIX centuries, in which white had a sign of holiness or pointed at the belongingness to the Saints. White colour may also have a negative meaning and may mean something trivial, dull or empty. In Tsvetaeva`s poetic world words naming colours may interrelate with each other and cause the creation of a dynamic image. Black colour may be also associated with something negative, scary or dangerous what corresponds to the conventional perception of this colour. In Tsvetaeva`s creative work black may acquire a positive meaning. Black is connected with the concept of life completeness. It is viewed as something close and clear for a person. White is a characteristic of a mysterious world, distant and cold.    

 Key words: colour, lyrics, symbol, artistic system, poetic world.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Балтрушайтис Ю. Дерево в огне / Юргис Балтрушайтис. – Вильнюс: Vaga, 1983. – 319 с.

Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи / К.Д. Бальмонт. – М.: Худ. лит., 1983. – 750 с.

Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи / К.Д. Бальмонт. – М.: Худ. лит.,1980. – 742 с.

Бахилина Н.Б. История цветообразований в русском языке / Н.Б. Бахилина. – М.: Наука, 1975. – 287 с.

Блок А. Собрание сочинений: в 8 тт. / А.А. Блок. – М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит.,1960. – Т.1. – 715 с.

Брюсов В. Собрание сочинений: в 7 тт. / В.Я. Брюсов.– М.: Худ. лит., 1973. – Т.1. – 672 с.

Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения; Проза / З.Н. Гиппиус. – Л.: Худож. лит., 1991. – 672 с.

Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой / Л.В. Зубова. – Ленинград: Издательство Ленингр. ун-та, 1989. – 264 с.

Соколова Н.К. Слово в русской лирике начала XX века / Н.К. Соколова. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1980. – 159 с.

Цветаева М.И. Сочинения: в 2 тт. / М.И. Цветаева. – Мн.: Нар. асвета, 1989. – Т.1. – 542 с.

Цветаева М.И. Избранное. Лирика / М.И. Цветаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 512 с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.