О ПРЕСИМВОЛИСТСКОМ ХАРАКТЕРЕ КНИГИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО «СТИХОТВОРЕНИЯ (1883–1887)» (1887)
Анотація
У статті йдеться про те, що російський символізм з самого початку значно відрізнявся від західноєвропейського і мав власні витоки та передумови. Його генезис вивчений все ще недостатньо, досі не створено уявлення й про попередню йому поезію 1880-х рр. як естетичне явище, підпорядковане певним закономірностям літературного розвитку. Перша поетична книга Д.С. Мережковського розглядається як передсимволістська у зв'язку з її еклектичністю і специфічними формами засвоєння ним поетичної традиції, пошуками власної мови. У його віршах виявляються окремі елементи, що свідчать про формування ранньої символістської естетики. Мова йде про створення опозицій «життя – смерть», «сьогодення – минуле», а також про теми жаху перед смертю, сутності кохання, оспівування нудьги, втомленості, безпорадності, використанні окремих образів, притаманних «символістському» періоду його творчості, нірваничних настроїв. Однак поет здебільшого відображає не власні переживання, а те, як ці переживання передані поетами – його попередниками.
Ключові слова: передсимволізм, традиція, відштовхування, засвоєння, еклектизм.
В статье речь идет о том, что русский символизм с самого начала значительно отличался от западноевропейского и имел собственные истоки и предпосылки. Его генезис изучен все еще недостаточно, до сих пор не создано представление и о предшествующей ему поэзии 1880-х гг. как эстетическом явлении, подчиненном определенным закономерностям литературного развития. Первая поэтическая книга Д.С. Мережковского рассматривается как пресимволистская в связи с ее эклектичностью и специфическими формами усвоения им поэтической традиции, поисками собственного языка. В его стихотворениях обнаруживаются отдельные элементы, свидетельствующие о формировании ранней символистской эстетики. Речь идет о создании оппозиций «жизнь – смерть», «настоящее – прошлое», а также о темах ужаса перед смертью, сущности любви, воспевания точки, усталости, беспомощности, использовании отдельных образов, присущих «символистскому» периоду его творчества, нирванических настроений. Однако поэт по большей части отражает не собственные переживания, а то, как эти переживания переданы поэтами его предшественниками.
Ключевые слова: пресимволизм, традиция, отталкивание, усвоение, эклектизм.
This article proves that Russian symbolism from the outset was significantly different from the Western European and had its own origins and backgrounds. The genesis has not been studied enough, preceding poetry’s idea of the 1880s as an aesthetic phenomenon, which is subordinate to certain laws of literary development has not been investigated. The first poetic book of D.S. Merezhkovsky is considered presymbolist in connection with eclectic and specific forms of assimilation of the poetic tradition, defining their own language. Particular elements, which indicate formation of early symbolism aesthetics, have been identified. It is about creating oppositions ‘life – death’, ‘present – past’ and also about the horror of theme of death, the nature of love, chanting point of fatigue and helplessness, using individual images that were characteristic for ‘symbolist’ period of his work. The poet mostly reflects on not his own experiences but how these experiences were conveyed by his predecessors.
Keywords: presymbolism, tradition, repulsion, assimilation, eclecticism.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. Компендиум / В.С. Баевский. [2-е изд., перераб. и доп.]. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 445 с.
Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 575 [1] с.
Измайлов А.А. Хмель на руинах / А.А. Измайлов. Помрачение божков и новые кумиры. Книга о новых веяниях в литературе. Леонид Андреев, Арцыбашев, Бальмонт, Брюсов, Блок, Городецкий, Вячеслав Иванов, Гиппиус, Мережковский, Федор Сологуб, Каменский, Минский, Андрей Белый, Осип Дымов, Кузмин, Сергеев-Ценский, Ауслендер. – М.: тип. И. Сытина, 1910. – 251 с.
Кумпан К.А. Д.С. Мережковский-поэт (у истоков «нового религиозного сознания») / К.А. Кумпан // Д.С. Мережковский. Стихотворения и поэмы [вст. ст., сост., подг. текста и прим. К.А. Кумпан]. – СПб.: Академический проект, 2000. – С. 5–116. (Серия «Новая Библиотека поэта»).
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы [Подг. текста, ком., указат. имен Е.А. Андрущенко]. – СПб.: Наука, 2007. – С. 428-502 (Серия «Литературные памятники»).
Минц З.Г. Статья Н. Минского «Старинный спор» и ее место в становлении русского символизма / З.Г. Минц. Поэтика русского символизма. – СПб.: Искусство – СПб, 2004. – С. 150-161.
Минц З.Г. Лирика Александра Блока / З.Г. Минц. Поэтика Александра Блока. – СПб.: Искусство-СПб., 1999. – С. 12-333.
Пайман А. История русского символизма / А. Пайман. – М.: Республика, 2002. – 415 с.
Сапожков С.В. Русская поэзия 1880–1890-х годов в свете системного анализа: от С.Я. Надсона к К.К. Случевскому (течения, кружки, стили): автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра филологических наук: спец. 10.01.01 «Русская литература» / С.В. Сапожков – М., 1999. – 24 с.
Сапожков С. Поэзия и судьба Николая Минского / С. Сапожков // Ранние символисты: Н. Минский, А. Добролюбов. – СПб., 2005. – С. 7-87.
Тарланов Е.З. Между золотым и серебряным веком / Е.З. Тарланов. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2001. – 296 с.
Тарланов Е.3. Константин Фофанов: легенда и действительность / Е.З. Тарланов. – Петрозаводск: Петразовский гос. ун-т, 1993. – 176 [1] с.
Тахо-Годи Е.А. Культурные эпохи и их изображение в прозе К.К. Случевского / Е.А. Тахо-Годи // Северо-Кавказские чтения. – Вып. 2. Литература и культура. – Ростов-на-Дону, 1992. – С. 17-19.
Тахо-Годи Е.А. К.К. Случевский и пушкинская традиция / Е.А. Тахо-Годи // Владикавказские пушкинские чтения. – Вып. 1. – Владикавказ, 1993. – С. 105-118.
Тахо-Годи Е.А. Вл. Соловьев и К. Случевский – пересечение судеб / Е.А. Тахо-Годи // Символ (Париж). – 1993. – № 29. – С. 255-271.
Тахо-Годи Е.А. Мотивы “Пира во время чумы “в творчестве К. Случевского / Е.А. Тахо-Годи // Вестник МГУ. Сер. Филология. – 1993. – № 6. – С.39-45.
Щенникова Л.П. О культурно-историческом значении русской поэзии 1880–1890-х годов (С. Надсон, Н. Минский) / Л.П. Щенникова // Известия Уральского государственного университета. – 2003. – № 25. – С. 19-26.
Щенникова Л.П. Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен: автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра филологических наук: спец. 10.01.01 «Русская литература» / Л.П. Щенникова. – Екатеринбург, 2003. – 24 с.
Юферева Е.В. Переходный период 80-х годов XIX ст. и факторы жанрового становления философской лирики / Е.В. Юферева // Науковi записки Харкiвського державного педагогiчного унiверситету iм. Г.С. Сковороди. – Серiя: Лiтературознавство. – Харкiв, 2003. – Вип. 1 (33). – С. 143-148.
Юферева Е.В. Проблема определения жанра «философская лирика» / Е.В. Юферева // Актуальні проблеми слов’янської філології. – Лінгвістика і літературознавство. – Міжвуз. зб. наук. ст. – Вип. 8. – К.: Знання України, 2003. – С. 377-388.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.
Коментарі цієї статті
як taylo elle (2024-09-24)