ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПОВЕСТИ Р.П. ПОГОДИНА «ТРЕНЬ-БРЕНЬ»

Чень Ченьлин

Анотація


В статті йде мова про повість Р. Погодіна «Трень-брень» – один з самих недосліджених творів цього письменника.

Автор статті аналізує проблематику повісті, звертаючи особливу увагу на теми моральні, філософські, сімейні. Виокремлюється тема справжньої краси, взаємин людей різних поколінь, проблема моральних орієнтирів в житті, а також питання, пов’язані з особливостями підліткового віку. Звертається увага на філософський підтекст у рішенні головних проблем. Так, в зіткненні юної героїні (Ольги) та дорослої (старої Маші) основною причиною конфлікту Р. Погодін вважає різні світоглядні позиції персонажів, а не їх вік. У цьому зв’язку письменник акцентує образ «Шута», який кількома фразами підкреслює авторську філософську ідею. «Шут» є символом дорослої мудрості у взаєминах з дітьми. Він не головний персонаж у фабулі, але один з центральних у сюжеті.

У статті представлені деякі аспекти сюжетобудування і жанрової природи «Трень-брень». Чень Ченьлін доводить, що цей твір відноситься до категорії міжродових створень. Ця повість-п’єса з активними елементами лірики та суміжного мистецтва – циркового. Створюючи такий «гібридний» твір (1966), Р. Погодін випередив свій час, тому що твори подібного виду стали звичайним явищем тільки в кінці XX століття.

Лейтмотивом статті є твердження високого морально-виховного потенціалу аналізованого твору та його актуальності в наш час у зв'язку з тим, що всі теми і проблеми «Трень-брень» можна віднести до «вічних».

Ключові слова: проблема, повість, п’єса, персонаж, міжродове творіння.

В статье идет речь о повести Р. Погодина «Трень-брень» – одном из самых неисследованных произведений этого писателя.

Автор статьи анализирует проблематику повести, обращая особое внимание на темы нравственные, философские, семейные. Выделяется тема истинной красоты, взаимоотношений людей разных поколений, проблема нравственных ориентиров в жизни, а также вопросы, связанные с особенностями подросткового возраста. Обращается внимание на философский подтекст в решении главных проблем. Так, в столкновении юной героини (Ольги) и взрослой (старухи Маши) основной причиной конфликта Р. Погодин считает разные мировоззренческие позиции персонажей, а не их возраст. В этой связи писатель акцентирует образ «Шута», который несколькими фразами подчеркивает авторскую философскую идею. «Шут» является символом взрослой мудрости в отношениях с детьми. Он не главный персонаж в фабуле, но один из центральных в сюжете.

В статье представлены некоторые аспекты сюжетостроения и жанровой природы «Трень-брень». Чень Ченьлин доказывает, что это произведение относиться к категории межродовых образований. Это повесть-пьеса с активными элементами лирики и смежного искусства – циркового. Создавая такое «гибридное» произведение (1966 г.), Р. Погодин опередил свое время, так как произведения подобного вида стали обычным явлением только в конце XX века.

Лейтмотивом статьи является утверждение высокого морально-воспитательного потенциала анализируемого произведения и его актуальность в наше время в связи с тем, что все темы и проблемы «Трень-брень» можно отнести к «вечным ».

Ключевые слова: проблема, повесть, пьеса, персонаж, межродовое образование.

This article studies the story of R. Pogodina's «Tlun-Blun» which is one of the most unexplored works of the author. The author analyzes the problems of the story, focusing on the themes of moral, philosophy and family. The hightlighted topic of the story is about the true beauty, relationships, people of different generations and the problem of moral guidance in life, as well as the issues which are related to the peculiarities of the adolescence. This article draws attention to the philosophical implications in solving major problems. So, in a clash of the young heroine (Olga) and adult (old Masha) the main reason for the conflict as R. Pogodin considers is different ideological positions of characters, rather than their age. In this regard, the writer emphasizes the image of ‘Clown’ which in a few words emphasizes the philosophical idea of the author. ‘Clow’ is a symbol of adult wisdom in dealing with children. He is not the main character in the plot, but one of the central ones.

The article put forward a lot of views in the aspects of the plot and the nature of the theme of «Trun-Brun». The writer proves that this product should be classified as a kind of family education. This is a novel in which there are elements of the lyrics and the art of drama. Creating a ‘hybrid’ work (1966), R. Pogodin was a man who was ahead of his time as this kind of works had become common only in the late XX century.

Leitmotif article is the statement of high moral and educational potential of the analyzed work and its relevance in our time due to the fact that all the issues and problems of  «Trun-Brun» can be attributed to the «eternal».

Keywords: problem, novel, dramatic, characters, family education.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Мотяшов И.П. Мастерская доброты / И.П. Мотяшов – М.: Детская литература, 1974. – 1974. – 334с.

Погодин Р.П. «Трень-брень» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-libra.ru/read/122815-tren-bren.html (дата обращения: 20.02.2014).


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.