ФОРМЫ ПРИСУТСТВИЯ АВТОРА В ТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЖЕНСКОГО РАССКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ)

Е. С. Янкаускас

Анотація


Стаття присвячена проблемі присутності автора у сучасному жіночому оповіданні. Активно проблему автора тексту почали розробляти у другій половині  XX ст. Починаючи з кінця XX ст. в російській літературі активізуються жінки-письменниці, здебільшого – прозаїки. Із приходом до літератури постмодернізму, що в цілому змінив погляд на твір, виникла ідея «смерті автора» (Р. Барт) згідно якої автор та його текст не мають зв’язку. Головним стає те, як читач сприймає текст, а не те, що автор у нього вкладає. За цією теорією, аналізуючи тексти, не можна брати до уваги специфічний жіночий досвід та жіноче  сприйняття світу, не можна виокремлювати так свані «жіночі» теми і проблеми (перш за все, які пов’язані з жіночим здоров’ям, фізіологією, побутом). Проте такі проблеми і теми є очевидними та сприймаються письменниками-чоловіками  по-іншому. Не брати до уваги суб’єктивний досвід автора важко. Типи мовлення та форми присутності автора у тексті твору будуть одними зі способів передачі такого досвіду.

Ключові слова: автор, жіноча проза, жіночі теми, тип мовлення.

Статья посвящена проблеме присутствия автора в современном женском рассказе. Активно проблема автора  стала разрабатываться во второй половине XX ст. Начиная с конца XX ст., в русской литературе активизируются авторы-женщины, в частности – прозаики.  С приходом в литературу постмодернизма, который во многом кардинально изменил взгляд  на произведение в целом, возникла идея о «смерти автора» (Р. Барт), исходя из которой, создатель произведения и создаваемый им текст не имеют связи. Главным становится не то, что автор вкладывал в произведение, а то, как читатель воспринимает текст. Исходя из его теории, для анализа таких произведений нельзя принимать во внимание специфический женский опыт и восприятие мира, нельзя выделять  так называемые «женские» темы и проблемы (прежде всего, касающиеся женского здоровья, физиологии, быта и т.п.). Тем не менее, такие темы и проблемы очевидны и воспринимаются мужчинами-авторами с иных позиций. Не принимать во внимание личный субъективный опыт автора при анализе таких произведений сложно. Тип повествования и формы авторского присутствия в тексте произведения будут одними из основных способов передачи такого опыта.  

Ключевые слова: автор, женская проза, женские темы, тип повествования.

The article describes the problem of Author presence in a modern feminine short story.  The question about Author presence in the text has been actively discussed since the second part of the twentieth century.  At the end of XX century writers-women become very active in Russian literature. Most of them are prosaists. When postmodernism with new views at text came into literature it has brought a new idea of «death of author» (R. Barthes). According to it the most important is how a reader perceives the text but not the author’s idea. As a result during analysis of female text it becomes impossible to consider specific women’s life experience and perception of the world and to highlight so-called “female” problems and topics (mostly connected with spheres of routine mode of life, physiology of woman, woman’s health).  It is also obvious that men-writers see such topics and themes differently. So it is quite difficult not to consider the experience of a writer.  Types of narrative forms and authorial presence in the text are will be among the main ways of delivery of such experience.

Key words: author, feminine prose, feminine topic, narrative form.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе / В.В. Виноградов. О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1979. – 191 с.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. / В.В. Виноградов. Проблема автора и правильности текста литературного произведения. – М.: Гослитиздат, 1959. – 656 с.

Корман Б. Итоги и перспективы изучения проблемы автора. / Б.О. Корман. Страницы истории русской литературы. – М., 1971. – 199 с.

Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении: [Учебное пособие]. – М.: МГУ, 2008. – 44 с.

Толстая Т. Круг: [Рассказы]. – М.: Эксмо, 2007. – 345 с.

Трофимова Е. Феминизм и женская литература в России / Материалы первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96» – М.: МЦПИ, 1997. С. 47-52.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.