О ВОСПРИЯТИИ «СТИХОТВОРЕНИЙ (1883–1887)» Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО КРИТИКОЙ РУБЕЖА ВЕКОВ
Анотація
У статті зібрані, узагальнені й осмислені всі доступні відгуки на першу поетичну книгу Д.С. Мережковського, що містяться в періодичній пресі 1880– 1890-х рр., а також на рубежі століть. Встановлено, що критика сприймала її як книгу народницької поезії, присвячену вираженню громадянської та громадської позиції молодого поета. Разом з тим позитивно були оцінені майстерність форми його віршів. Перша збірка віршів поета знаходиться на перетині двох тенденцій, чітко виражених у ній: цивільній, висхідній до творчості Н.О. Некрасова, і «естетичній», яку можна умовно назвати лірикою «школи» А.А. Фета, висхідній до найважливішої домінанти поезії О.С. Пушкіна. Засвоюючи і творчо переосмислюючи здобутки попередників, молодий поет тільки шукав свій власний голос і свої теми. Однак його перша книга, розглянута в контексті поезії 1880-х рр., дозволяє зробити висновок і про розвиток ранньої поезії символіста в цілому, яка формувалася, засвоюючи досягнення минулого і відштовхуючись від них.
Ключові слова: передсимволізм, народницька поезія, декадентство, індивідуалізм, еклектизм.
В статье собраны, обобщены и осмыслены все доступные отклики на первую поэтическую книгу Д.С. Мережковского, содержащиеся в периодической печати 1880–1890-х гг., а также рубежа веков. Установлено, что критика воспринимала ее как книгу народнической поэзии, посвященную выражению гражданской и общественной позиции молодого поэта. Вместе с тем позитивно были оценены мастерство формы его стихотворений. Первый сборник стихов поэта находится на пересечении двух тенденций, отчетливо выраженных в нем: гражданской, восходящей к творчеству Н.А. Некрасова, и «эстетической», которую можно условно называть лирикой «школы» А.А. Фета, восходящей к важнейшей доминанте поэзии А.С. Пушкина. Усваивая и творчески переосмысляя достижения предшественников, молодой поэт только искал свой собственный голос и свои темы. Однако его первая книга, рассмотренная в контексте поэзии 1880-х гг., позволяет сделать вывод и о развитии ранней символистской поэзии в целом, которая формировалась, усваивая достижения прошлого и отталкиваясь от них.
Ключевые слова: пресимволизм, народническая поэзия, декаденство, индивидуализм, эклектизм.
The author collected, summarized and generalized all available reviews on the first D.S. Merezhkovsky’s book published in periodicals of 1880–1890 and at the turn of the century. It is established that critique perceived it as a populist poetry’s book which was dedicated to the expression of civic and social position of the young poet. At the same time mastery of form of his poems was pointed out. The first collection of poems was on the intersection of two trends: civil, related to N.A. Nekrasov’s works, and aesthetic, which we can determine as lyric of Fet’s school, rising to primary dominant of A.S. Pushkin’s poetry. Assimilating and creatively reinterpreting achievements of predecessors the young poet was only seeking his own voice and themes. However, his first book, which was considered in the poetry context of the 1880s, gives an opportunity to make conclusions about the development of early symbolist poetry as a whole, which was forming on the achievements of the past.
Keywords: presymbolism, populist poetry, decadence, individualism, eclecticism.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Андреевский С. Вырождение рифмы (Заметки о современной поэзии) // С. Андреевский. Литературные очерки [3-е изд. Литературных чтений]. – СПб. : б.и., 1902. – С. 247-469.
Б.п. Литературные новинки // Наблюдатель. – 1888. – № 1. – С. 19-21.
Б.п. Д. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. СПб., 1887. Ц. 2 р. // Мир божий. – 1897. – Т. LXX. – Кн. XI. – С. 66-72.
Б.п. Мережковский Д. Стихотворения (1883–1887) [Рец.] // Русское богатство. – 1888. – № 1. – с. 233-234.
Буренин В. Цветы новой поэзии // Новое время. – 1901. – № 9149. – с. 4.
Волынский А. Д. Мережковский. Символы (Песни и поэмы) [Рец.] // Северный вестник. – 1892. – № 4. – Отд. 2. – С. 62-67.
Галерея русских писателей. Портреты большого числа русских писателей со сведениями об их жизни и литературной деятельности [Под ред. И.И. Игнатова]. – М. : Изд. С. Скирмунта, Типо-литогр. И.Н. Кушнарева и Ко., 1901. – 589 с.
Кумпан К.А. Д.С. Мережковский-поэт (у истоков «нового религиозного сознания») / К.А. Кумпан // Д.С. Мережковский. Стихотворения и поэмы [вст. ст., сост., подг. текста и прим. К.А. Кумпан]. – СПб.: Академический проект, 2000. – С. 5-116. (Серия «Новая Библиотека поэта»).
Медведский К.П. Б.н. // Еженедельное обозрение. – 1888. – Т. 8. – № 214. – СТб. 2694-2695.
Медведский Е.П. Мережковский Д. Стихотворения (1883–1887) [Рец.] // Еженедельное обозрение. – 1888. – Т. 8. – № 213. СТб. 2656-2659.
Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы [вст. ст., сост., подг. текста и прим. К.А. Кумпан]. – СПб. : Академический проект, 2000. – 928 с. (Серия «Новая Библиотека поэта»).
Минц З.Г. «Новые романтики» (К проблеме русского пресимволизма) / З.Г. Минц. Поэтика русского символизма. – СПб. : Искусство – СПб, 2004. – С. 162-174.
Михайловский Н.К. Б.н. [Рец.] // Северный вестник. – 1888. – № 3. – Отд. 3. – С. 136-159.
Плотников М. Д. Мережковский. Символы (Песни и поэмы) [Рец.] // Волжский вестник. – 1892. – 6 июня. – С. 2.
Якубович П.Ф. Обзор нашей современной поэзии // Русское Богатство. – 1897. – № 9. – Отд. 2. – С. 2.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.