ХЕРСОНЕССКИЙ МИФ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПРЕТЕКСТОВ КРЫМСКОГО ТЕКСТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анотація
Кримський текст сформувався в російській літературі XIX століття. Претекстом його був Кримський міф. Цей міф неоднорідний і складається з різних фундаментальних константних текстів. Формування російського уявлення про Крим давньоруські книжники почали опосередковано, як перекладачі творів візантійського походження. Так в російській літературі з'явився цілий ряд херсонеських сказань, серед яких особливу групу складають твори, пов'язані з ім'ям святого Климента, папи Римського. Традиція сприйняття Херсонеса як місця християнських чудес простежується також у «Житії святих Єфрема, Василя, Євгена, Агафодора, Елпідія, і Етер, і Капітона», розлогому «Житії Костянтина Філософа», «Повісті временних літ», «Слові про те, як хрестився Володимир, коли взяв Корсунь», «Пам'яті і похвалі князю Володимиру» Якова мніха, «Повісті про Николу Заразського». У даній статті показано, як поетапно формувався міф про святість Кримської землі в X–XIII століттях.
Ключові слова: Херсонес, Крим, Кримський текст, Кримський міф, християнські сказання, давньоруська література.
Крымский текст сформировался в русской литературе XIX века. Претекстом его был Крымский миф. Этот миф неоднороден и состоит из разных фундаментальных константных текстов. Формирование русского представления о Крыме древнерусские книжники начали опосредованно, как переводчики произведений византийского происхождения. Так в русской литературе появился целый ряд херсонесских сказаний, среди которых особую группу составляют произведения, связанные с именем святого Климента, папы Римского. Традиция восприятия Херсонеса как места христианских чудес прослеживается также в «Житии святых Ефрема, Василия, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона», пространном «Житии Константина Философа», «Повести временных лет», «Слове о том, как крестился Владимир, возьмя Корсунь», «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова мниха, «Повести о Николе Заразском». В данной статье показано, как поэтапно формировался миф о святости Крымской земли в X–XIII веках.
Ключевые слова: Херсонес, Крым, Крымский текст, Крымский миф, христианские сказания, древнерусская литература
The Crimean text was formed in the Russian literature of the 19-th century. Its pre-text was the Crimean myth. This myth consists of different fundemental constant texts. The forming of Russian impression about the Crimea the old-Russian bookers started mediatedly as the interpreters of the works of Byzantine origin. So in the Russian literature the row of Chersones tales appeared, among which the special group is formed by the works bound with the names of saint Clement, the Pope. The tradition of accepting Chersones as the place of Christian miracles is followed also in «Yefrem, Vasiliy, Eugen, Agafodor, Elpidiy, Eferiy and Capiton's hagiography», diffuse «The Constantine's the Philosopher hagiography», «Tale of Bygone Years», «The tale how Vladimir was christened after conquering Corsun», «The memory and praizing to the duke Vladimir» written by a monk Jacob, «The tale about Nikola Zarazskiy». The article shows gradual forming of the myth about the sanctity of the Crimean earth in the 10-13th centuries is shown.
Key words: Chersones, Crimea, Crimean text, Crimean myth, Christian legends, ancient Russian literature.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Курьянов С. О. Об одной актуальной проблеме терминоведения: литературоведческое понимание термина сверхтекст [Текст] / С.О. Курьянов // Науковий вісник Чернівецького університету : Зб. наук. праць : Вип. 690–691 : Германська філологія: – Чернівці : Вид-во ЧНУ, 2014. – С. 296–299.
Памятники литературы Древней Руси : XII век / Общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М. : Художественная литература, 1980. – 704 с. : ил.
Памятники христианского Херсонеса [Текст] : В 3 вып. – М. : Тип. тов-ва А.И. Мамонтова, 1911. – Вып. 2 : Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности / Сост., статьи и коммент. П.А. Лаврова. – 153 с.
Лавров П.А. Кирило та Мефодій в давньослов’янському письменстві [Текст] / П.А. Лавров. – К. : [Б. и.], 1928. – III, 424 с. : ил.
Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе [Текст] / А.П. Люсый. – СПб.: Алетейя, 2003. – 314 с.
Люсый А.П. Наследие Крыма: геософия, текстуальность, идентичность [Текст] / А.П. Люсый. – М. : Русский импульс, 2007. – 240 с.
Повесть временных лет [Текст] / Рос. акад. наук ; Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева ; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 2. изд., испр. и доп. – СПб. : Наука, 1996. – 667, 1 с. – (Литературные памятники).
«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков [Текст] / Окулов А.Ф. (отв. ред.). – М. : Мысль, 1988. – 337 с. – (Научно-атеистическая библиотека).
Памятники литературы Древней Руси [Текст] : XIII век / Под общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М. : Художественная литература, 1981. – 616 с. : ил.
Перевезенцев С.В. Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского [Электронный ресурс] / С.В. Перевезенцев // Образовательный портал «Слово»: История Православной Церкви. – Режим доступа : http://www.portal-slovo.ru/history/35219.php
Задворный В. Сочинения римских понтификов эпохи поздней античности и раннего Средневековья [Элекстронный ресурс] / В. Задворный. – М. : Изд-во францисканцев, 2011. – 495 с. – Режим доступа : http://krotov.info/history/04/alymov/zadvorny_5.htm.
Топоров В.Н. Петербургский текст [Текст] / В.Н. Топоров. – М. : Наука, 2009. – 826 с. – (Памятники отечественной науки).
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.