ЭКФРАСИС В СТРУКТУРЕ РОМАНА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «В КРУГЕ ПЕРВОМ»
Анотація
Стаття присвячена вивченню екфрастичних компонентів солженіцинського роману «В колі першому». Розглянуто підходи до вивчення екфрасісу у сучасному гуманітарному дискурсі. Екфрасіс, будучи репрезентацією у літературному творі витворів інших видів мистецтва, значно роширює наративний простір. У статті відзначено кілька екфрасисів картин у романі О.І. Солженіцина «В колі першому», визначено їхні особливості впливу на реципієнта.
Опис картин Кондрашова-Іванова не тільки органічно входить у канву твору, але й дозволяють суттєво розширити рамки роману, виводячи читача із замкнутого кола марфінської спецтюрми у світ мистецтва, краси та естетики. Межи конкретно-історичного часу розмиваються та переходять у вічність, виводячи твір на якісно інший рівень, спонукаючи читача до глибоких моральних пошуків. Темою боротьби, лицарства, благородства просякнутий роман О.І. Солженіцина «В колі першому» про що свідчать й екфрастичні компоненти твору.
У статті відзначено дуалізм сприйняття картин митця Глібом Нєржиним, що опосередковано переносить подібне ставлення до робот Кондрашова на читача взагалі, і є невід’ємними і важливими для діалогізованої структури роману.
Ключові слова: екфрасіс, роман, дискурс, мистецтво, наративний простір, реципієнт, дуалізм, діалогізована структура.
Статья посвящена изучению экфрастических компонентов солженицынского романа «В круге первом». Рассмотрены подходы к изучению экфрасиса в современном гуманитарном дискурсе. Экфрасис, как репрезентация в литературном произведении произведений других видов искусства, значительно расширяет нарративное пространство. В статье рассмотрено несколько экфрасисов картин в романе А.И. Солженицына «В круге первом», определены особенности их влияния на реципиента.
Описание картин Кондрашева-Иванова не только органично входят в ткань повествования, но и позволяют существенно расширить рамки произведения, выводя читателя из замкнутого круга марфинской спецтюрьмы в мир искусства, красоты и эстетики. Границы конкретно-исторического времени размываются и переходят в вечность, выводя произведение на качественно иной уровень, побуждая читателя к глубоким морально-нравственным поискам. Тема борьбы, рыцарства, благородства пронизывает роман А.И. Солженицына «В круге первом» о чем свидетельствуют и экфрастические компоненты произведения.
В статье отмечается дуализм восприятия картин художника Глебом Нержиним, что опосредованно переносит подобное отношение к работам Кондрашева на читателя вообще, и является неотъемлемым и важным для диалогизированной структуры романа.
Ключевые слова: экфрасис, роман, дискурс, искусство, нарративное пространство, реципиент, дуализм, диалогизированная структура.
The article is devoted to the study of the ekphrastic components of Solzhenitsyn's novel “The First Circle”. The approaches to the study of ekphrasis in contemporary humanitarian discourse are considered. As ekphrasis is a representation in the literary work of works of other forms of art, it is significantly expands narrative space. Some ekphrases of the paintings in the novel by A.I. Solzhenitsyn “The First Circle” are described in the article. Peculiarities of the influence of ekphrases on the recipient are determined.
The description of Kondrashev-Ivanov's paintings is not only organically included in the fabric of the narrative but also allows us to expand significantly the scope of the work, drawing the reader from the closed circle of Marfino special prison to the world of art, beauty and aesthetics. The boundaries of specific historical time are blurred and passed into eternity bringing the work to a qualitatively new level prompting the reader to a deep moral search. The theme of struggle, chivalry, nobility pervades the novel by A.I. Solzhenitsyn “The First Circle” as evidenced by the ekphrastic components of the work.
The duality of perception of the artist's paintings by Gleb Nerzhin that indirectly transfers this attitude to the work of Kondrashev to the reader in general and is integral and important for the dialogized structure of the novel.
Key words: ekphrasis, novel, discourse, art, narrative space, recipient, duality, dialogized structure.Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе. Экфрасис в русской литературе. Сборник трудов Лозаннского симпозиума. Москва: Издательство «МИК», 2002. 216 с.
Городницкий Е.А. Экфрасис в структуре литературного произведения: изобразительная и нарративная функции. Вісник Дніпропетровського університету імені Альфреда Нобеля. Серія «Філологічні науки», 2014. №2(8)
Дронова Т.И. Экфрасис как прием в романе А.И. Солженицына «В круге первом». Известия Саратовского университета. Нов. сер. Серия «Филология. Журналистика», 2014. Т.14(вып.2). С. 57—64.
Есаулов И. Экфрасис в русской литературе нового времени: Картина и Икона. Экфрасис в русской литературе. Сборник трудов Лозаннского симпозиума. Москва: Издательство «МИК», 2002. 216 с.
Немзер А. Художник под небом Бога. Время МН. 1998. 11дек. С.7.
Ржевский Л.Д. Творец и подвиг: Очерки по творчеству Александра Солженицына. Frankfurt a/Mосква: Посев. 1972. 165,[2] с.
Солженицын А.И. В круге первом: [роман]. Москва: Художественная литература, 1990. 766 с.
Цит. по: Запевалов В. Международная научная конференция в Пушкинском Доме «Академик А.И. Солженицын. К 80-летию со дня рождения». Русская литература. 1999. № 4. С. 181—185.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1322544
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.