СКОВОРОДА И ВЕРЛЕН: «ПРИЧУДЛИВО ТАСУЕТСЯ КОЛОДА»
Анотація
Стаття присвячена порівнянню творчого і життєвого шляху Григорія Сковороди і Поля Вєрлєна. Дослідження є першою спробою проникнути в складний і багатогранний контекст видатного українського філософа і представника французького симолізму – Поля Верлена в порівняльному аспекті. Особливе місце у нашому дослідженні займають загальні риси музикальності французького поета та українського філософа, які виражаються на рівні ритму й образів (у віршах Верлена), на рівні композиторської діяльності (у житті Сковороди).
Проблема самотності, яка порушена у віршах Верлена і Сковороди, є центральним лейтмотивом творчості великих поетів. Цікаво зіставити символіку світла в творах Вєрлєна та Григорія Сковорди. Якщо у Поля Вєрлєна символіка світла й досі відчувається в образній картині вірша, то у Григорія Сковороди поетика світла виникає в біблійному контексті. Водночас слід зазначити, що в українського філософа переважає ментальний рівень, у французького лірика домнує символіка. Несвідома тяга до подорожей («синдром бродяжництва»), викладацька діяльність, звернення до інтуїції, гомоеротизм – ось основні загальні риси творчості представника українського барокко, з одного боку, і французького символізму, з іншого). Слід зазначити, що ця стаття є першим зіставленням французького символізму і українського барокко, тому вона не може претендувати на вичерпну повноту. Ми торкнулись лише основних тенденцій порівняння зазначених авторів. Все це, на наш погляд, допоможе краще зрозуміти основні тенденції епохи французького символізму і українського барокко. Імпресіонізм Поля Верлена багато в чому схожий з філософськими віршами й трактатами Григорія Сковороди. Стаття адресована студентам, магістрам і аспірантам факультету початкового навчання, студентам та магістрам факультету дошкільної освіти, аспірантам і магістрам кафедри факультету славістики, аспірантам і студентам кафедри романської філології
Ключові слова: Григорій Сковорода, Поль Вєрлєн, музикальність віршів, мікрокосм, макрокосм, Світ символів, синдром бродяжництва, французький символізм.Статья посвящена сравнению творческого и жизненного пути Григория Сковороды и Поля Верлена. Данное исследование является первой попыткой проникнуть в сложный и многогранный контекст творчества великого украинского философа и одного из основателей французского символизма – Поля Верлена – в сопоставительном аспекте. Особое место в данном исследовании занимают общие черты музыкальности французского поэта и украинского философа, которые выражаются на уровне ритма и образов (в стихотворениях Верлена), на уровне композиторской деятельности (в жизни Григория Сковороды).
Проблема одиночества, затронутая в стихотворениях Поля Верлена и Григория Сковороды является центральным лейтмотивом их творчества. Интересно сопоставление символики света в произведениях указанных авторов. Если у Поля Верлена символика света незримо присутствует в образной картине стихотворения, то у Григория Сковороды поэтика света возникает в библейском контексте. Импрессионизм Поля Верлена во многом схож с философскими стихами и трактатами Григория Сковороды. Вместе с тем, следует отметить, что у украинского философа преобладает ментальный уровень, у французского лирика во главе угла стоит символика. Бессознательная тяга к путешествиям («синдром бродяжничества»), преподавание, интуиция, гомоэротизм – вот основные общие черты творчества великих деятелей украинского барокко и французского символизма). Следует отметить, что эта статья является первым сопоставлением французского символизма и украинского барокко. Поэтому данное исследование не может претендовать на исчерпывающую полноту. Мы выдвинули лишь основные тенденции сопоставлений указанных авторов. Статья адресована студентам, магистрам и аспирантам факультета начального обучения, студентами магистрам факультета дошкольного образования, аспирантам и магистрам кафедры факультета славистики, аспирантам и студентам кафедры романской филологии
Ключевые слова: Григорий Сковорода, Поль Верлен, музыкальность стихов, микрокосм, макрокосм, Мир символов, синдром бродяжничества, французский символизм, украинское барокко.
The article is devoted to the study of the comparative topology of creativity of Hryhorii Skovoroda and Paul Verlaine. This study is the first attempt to penetrate the complex and multifaceted context of the work of the great Ukrainian philosopher and one of the founders of French symbolism, Paul Verlaine, in a comparative aspect. A special place in this study is occupied by the general features of the musicality of the French poet and Ukrainian philosopher, which are expressed at the level of rhythm and images (in Verlaine's poems), at the level of compositional activities (in the life of Hryhorii Skovoroda).
The problem of loneliness, touched upon in poems by Paul Verlaine and Hryhorii Skovoroda, is the central leitmotif of their work. It is interesting to compare the symbolism of light in the works of these authors. If Paul Verlaine the symbolism of light is invisibly present in the pictorial picture of the poem, then in Hryhorii Skovoroda the poetics of light appears in the biblical context. The impressionism of Paul Verlaine is in many respects similar to the philosophical poems and treatises of Hryhorii Skovoroda. However, it should be noted that the Ukrainian philosopher is dominated by the mental level, the French lyrics – at the head of the corner is symbolism. Unconscious pursuit of travel ("vagrancy syndrome"), teaching, intuition, homoeroticism – these are the main common features of the works of great figures of the Ukrainian Baroque and French symbolism). It should be noted that this article is the first comparison of French symbolism and Ukrainian baroque.Therefore, this study can not claim to be exhaustive. We have put forward only the main trends of comparisons of these authors. All this, in our opinion, will help to understand the main trends of the era of French symbolism and Ukrainian baroque. The article is addressed to undergraduate and postgraduate students of the elementary education faculty, undergraduate students of the preschool education faculty, to graduate students and magistrates of the faculty of the Slavic department, to graduate students and students of the Romance philology department.Key words: Hryhorii Skovoroda, Paul Verlaine, musical poems, philosophy of the heart, microcosm, macrocosm, Life of symbols, vagrancy syndrome, French symbolism, Ukrainian baroque.Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Белый А. Стихотворения и поэмы. Москва, 1994. 456 с.
Верлен Поль, Рембо Артюр, Малларме Стефан. Стихотворения. Проза Москва: Рипол-классик, 1998. 736 с.
Кирнозе З.И. Символисты. П. Верлен. А. Рембо. История зарубежной литературы конца XIX–начала XX в. Курс лекций. Москва: Издательство «Высшая школа», 1970. 623 с.
Козорог О.В. Спорідненість духу: Григорій Сковорода і Марина Цветаєва «Освіта і доля нації». Сковородинівська традиція і сучасна філософія освіти: матеріали XІІІ Міжнародної науково-практичної конференції, 28-29 вересня 2012. С.140—142.
Козорог О.В. Сродство духа: Григорий Сковорода и Марина Цветаева. Опыт жизненного и поэтического сопоставления. Русский язык и литература в школе и вузе. Киев, № 1. 2014. С. 88—92.
Лосев А.Ф. Г.С. Сковорода в истории русской культуры. Лосевские чтения. Материалы научно-теоретической конференции, Ростов-на-Дону, 2003. С. 3—8.
Марченко О.В. Сковорода Григорий Савич. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. Москва, 1995. С. 469—474.
А.В. Русская религиозная философия. Москва, 2003. 234с.
Ушкалов Л.В. Григорій Сковорода. Харків: Фоліо, 2009. 123 с.
Ушкалов Л.В. Григорій Сковорода і антична культура. Харків: Знання, 1997. 180 с.
Ушкалов Л.В. Література і філософія: доба українського барокко. Харків: Майдан, 2014. 416 с.
Ушкалов Л. Ловитва невловного птаха: життя Григорія Сковороди. Київ: Дух і Літера, 2017. 368 с.
Ушкалов Л.В. Семинарiй. Харків, 2004. 876 c.
Шреєр-Ткаченко О.Я. Історія української музики. Частина перша. Київ, 1980.
Эрн В. Григорий Саввич Сковорода: Жизнь и учение. Москва, 1912. 249 с.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.