СМЕРТЬ КАК ТЕКСТ В РУССКОЙ ПРОЗЕ В.В. НАБОКОВА

Д. А. Погорелова

Анотація


В статье рассматривается понятие смерти, представленное в русской прозе В. В. Набокова как один из аспектов двоемирия. Смерть в интерпретации Набокова многозначна, она представляет метаморфозу, второе рождение, возможность перехода в иную реальность. В момент перехода осуществляется космическая синхронизация героя со Вселенной, происходит смена точек зрения и полноценное осознание себя в мире. Переход к смерти у Набокова приравнивается к творческому озарению, проводятся параллели между смертью и искусством как запредельными бесконечными реальностями.

         Ключевые слова: Набоков, русская проза, двоемирие, смерть, переход, существование, потусторонность, интерпретация

     У статті розглядається поняття смерті, представлене в російській прозі В. В. Набокова як один з аспектів двосвіту. Смерть в інтерпретації Набокова багатозначна, вона являє метаморфозу, друге народження, можливість переходу в іншу реальність.' У момент переходу здійснюється космічна синхронізація героя зі Всесвітом, відбувається зміна точок зору і повноцінне усвідомлення себе у світі. Перехід до смерті у Набокова прирівнюється до творчого осяяння, проводяться паралелі між смертю і мистецтвом як позамежними нескінченними реальностями.

         Ключові слова: Набоков, російська проза, двосвіт, смерть, перехід, існування, потойбічність, інтерпретація

               The article deals with the concept of death, presented in Russian prose of Nabokov as one aspect of dual-world. Death in the interpretation of Nabokov is ambiguity, metamorphosis, rebirth, the ability to switch to a different reality. At the time of transition hero is able to be synchronized with the universe, to change the perspective and full awareness of self in the world. The transition to the death equates to creative inspiration, drawing parallels between the death and the art of both extremely high infinite reality.

         Keywords: Nabokov, Russian prose, dual-world, death, moving, existence, otherworldliness, interpretation

 


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Арьев А. Вести из вечности / А. Арьев // В.В.Набоков. Pro et Contra; сост. Б. Аверина. – СПб.: РХГИ, 2001. – Т. 2. – С. 169-193.

Битов А. Ясность бессмертия / А. Битов // В.В. Набоков. Pro et Contra ; сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. – СПб.: РХГИ, 1997. – Т. 1. – С. 12-26.

Джонсон Д.Б. Миры и антимиры Владимира Набокова / Д.Б. Джонсон; пер. с англ. – СПб.: Издательство «Симпозиум», 2011. – 352 с.

Ильин С.А. Система зеркал в повести В.В. Набокова «Соглядатай» / С.А. Ильин // Русская филология. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. – Харьков, 1995. – № 4. – С. 23-26.

Набоков В.В. Американский период. Собрание сочинений: в 5 т. – СПб.: Симпозиум, 1997-2004.

Набоков В.В. Искусство литературы и здравый смысл / В.В. Набоков; пер. Г. Дашевского // Лекции по зарубежной литературе. – М.: Издательство Независимая Газета, 1998. – С. 465-476.

Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений: в 5 т. / В. В. Набоков; сост. Н. Артеменко-Толстой. – СПб.: Симпозиум, 2004-2009.

Набоков В.В. Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме / Владимир Набоков ; сост., вступ, ст., примеч. А. Бабикова; пер. с англ. А. Бабикова, С. Ильина, А. Глебовской . – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 637 с.

Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения / З.А. Шаховская. – М.: Книга, 1991. – 319 с.

Шульман М.Ю. Набоков, писатель: Манифест / М.Ю. Шульман. – М.: Изд-во А и Б, 1998. – 224 с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.