ДЕРОМАНТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ ВОЙНЫ И НАПОЛЕОНА В ТВОРЧЕСТВЕ СТЕНДАЛЯ И Л.Н.ТОЛСТОГО

Н. В. Бардыкова

Анотація


Об'єктами порівняльно-співставляючого аналізу є твори французького та російського реалістів XIX століття, в яких ставиться проблема «війна і людина», а однією з ключових в їх ідейно-тематичному комплексі виявляється тема французького імператора: «Життя Наполеона», «Спогади про Наполеона», «Пармський монастир» Стендаля, «Війна і мир» Толстого.

Простежується динаміка поглядів Стендаля на Наполеона і його ставлення до апологетичної та антибонапартистської версій міфу про Наполеона, в зв'язку з чим також розповідається і своєрідність жанрових форм його книг.

Художній світ Стендаля розглядається як «генезис» толстовських творчих шукань 1850-х років, а сам Стендаль - як орієнтир Толстого, що опановував стендалевський досвід опису батальних сцен у «Пармському монастирі». Показані тематичні переклички і спільність позицій художників в деромантизациї війни, в ракурсах і прийомах її зображення («остраненіе», монтаж). Крім того, проявляється різниця в концепціях та ідейно-емоційній оцінці образу Наполеона у Стендаля і Толстого, головною метою окреслення якого стала у російського письменника деестетизація, дегероїзація і деміфологізація «сильної особистості».

Ключові слова: апологетична та антибонапартистська версіяї міфу, міфологема, ессема, техніка остраненія, монтаж, деестетизація, деромантизація, деміфологізація, дегероїзація.

 

Объектами сравнительно-сопоставительного анализа являются произведения французского и русского реалистов XIX века, в которых ставится проблема «война и человек», а одной из ключевых в их идейно-тематическом комплексе оказывается тема французского императора: «Жизнь Наполеона», «Воспоминания о Наполеоне», «Пармский монастырь» Стендаля, «Война и мир» Толстого.

Прослеживается динамика взглядов Стендаля на Наполеона и его отношение к апологетической и антибонапартистской версиям мифа о Наполеоне, в связи с чем также раскрывается и своеобразие жанровых форм его книг.

Художественный мир Стендаля рассматривается как «генезис» толстовских творческих исканий 1850-х годов, а сам Стендаль - как ориентир Толстого, постигавшего стендалевский опыт описания батальных сцен в «Пармском монастыре». Показаны тематические переклички и общность позиций художников в деромантизации войны, в ракурсах и приемах ее изображения («остранение», монтаж). Кроме того, выявляется разница в концепциях и идейно-эмоциональной оценке образа Наполеона у Стендаля и Толстого, главной целью обрисовки которого стала у русского писателя деэстетизация, дегероизация и демифологизация «сильной личности».

Ключевые слова: апологетическая и антибонапартистская версии мифа, мифологема, эссема, техника остранения, монтаж, деэстетизация, деромантизация, демифологизация, дегероизация.

 

The following comparative analysis focuses on certain novels by the great Russian and French 19th century realist writers L.Tolstoy and Stendhal. Both authors, Stendhal in “The Life of Napoleon”, “Parm Monastery”, “Reminiscences about Napoleon” and L.Tolstoy in “War and Peace”, raise problems of man at war concentrating on the personality of the Emperor of the French.

Evolution of Stendhal’s views on Napoleon as well as his attitude to apologetic and anti-Bounaparte myths are also dealt with in the article. Besides the articles elaborates on the originality of genres employed by Stendhal.

Stendhal’s artistic views are regarded as a source for L.Tolstoy’s creative activity over the 1850s. Stendhal could possibly serve as a reference point for Tolstoy in his attempt to learn the art of depicting battle scenes from Stendhal’s “Parm Monastery” experience.

The article stresses the identical approach of both-great novelists to portraying war stripped of any romantic charm as well as to such literary devices as foreshortening and montage.

Moreover the article reveals the existing disparity in conceptual and emotional appraisal of Napoleon’s personality in Stendal’s and Tolstoy’s works. It seems obvious that L.Tolstoy aimed at denying the image of Napoleon any aesthetic, mythological or heroic “strong personality” appeal.

Key-words: images of war, comparative analysis, man at war, apologetic and anti-Bounaparte myths, originality of genres, art of depicting battle scenes, literary devices as foreshortening and montage.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Бальзак О. Этюд о Бейле // Бальзак О. Собр.соч.:В 24 т.. – М.: ГИХЛ, 1960. – Т.24. – С.297-298.

Бардыкова Н.В. Проблема «человек и война» в творчестве Стендаля и Л.Н.Толстого // Л.Н.Толстой – писатель, мыслитель, философ (К 180-летию со дня рождения). Материалы международной научно-практической конференции. – Белгород: БелГУ, 2009. – С.141-147.

Буайе П. Три дня в Ясной Поляне // Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. – М.: Худ.лит., 1978. – Т.2. – С.267-270.

Стендаль. Жизнь Наполеона // Стендаль. Собр.соч.: В 15т. – М.: Правда, 1959. – Т. 11. – С.5-190.

Стендаль. Воспоминания о Наполеоне // Стендаль. Собр.соч.: В 15т. – М.: Правда, 1959. – Т. 11. – С.191-389.

Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию // Тарле Е.В. Собр.соч.: В 12т. – М.: АН СССР, 1959. - Т.7. – С.527-528.

Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Собр.соч.: В 12т. – М.: Правда, 1987. – Тт. III, IV, V,VI. При цитировании римской цифрой обозначается том, арабской – страница.

Янковский Ю.З.Человек и война в творчестве Л.Н.Толстого. – Киев: Вища школа, 1978. – 143с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.

Коментарі цієї статті

Дивитися всі коментарі