МОТИВ ТОСКИ В РОМАНАХ Ф.К. СОЛОГУБА «ТЯЖЕЛЫЕ СНЫ» И «МЕЛКИЙ БЕС» (ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Анотація
Стаття присвячена аналізу мотиву туги в романах Федора Сологуба «Важкі сни» і «Дрібний біс». Автор статті вважає, що почуття туги активно впливає на героїв Сологуба, руйнуючи їх як тілесно, так і духовно, на підставі чого робиться висновок, що мотив туги має явно виражені танатологічні ознаки. Деструктивний характер туги поширюється не тільки на персонажів роману, але зазначається як загальна властивість, яка характерна для епохи fin de siècle. Танатологічний характер туги також виникає зі спрямованості цього почуття до сфери трансцендентного. Туга активізує ту сферу душі героїв Сологуба, яка співвідноситься з «нижньою безоднею», що протистоїть пам’яті про «інший, кращий світ». У романі «Важкі сни» герої прагнуть подолати силу туги, що спустошує їхні душі, і зробити своє життя повним, символом чого є символістський мотив радості-страждання. Парадоксальним чином туга, будучи одним з найважливіших індикаторів втрати ціннісних орієнтирів і кризи культури, свідчить про потенційну можливість відшукання основ людської сутності навіть в умовах тотального омертвіння наявного буття.
Ключові слова: танатологічний мотив, туга, мотив радощів-страждання, сфера трансцендентного.
Статья посвящена анализу мотива тоски в романах Федора Сологуба «Тяжелые сны» и «Мелкий бес». Автор статьи считает, что чувство тоски активно воздействует на героев Сологуба, разрушая их как телесно, так и духовно, на основании чего делается вывод, что мотив тоски имеет явно выраженные танатологические признаки. Деструктивный характер тоски распространяется не только на персонажей романа, но отмечается как общее свойство, которое характерно для эпохи fin de siècle. Танатологический характер тоски также проистекает из устремленности этого чувства к области трансцендентного. Тоска активизирует ту сферу души героев Сологуба, которая соотносится с «нижней бездной», противопоставленной памяти о «другом, лучшем мире». В романе «Тяжелые сны» герои стремятся преодолеть опустошающую силу тоски и сделать свою жизнь полной, что символизирует символистский мотив радости-страданья. Парадоксальным образом тоска, будучи одним из важнейших индикаторов утраты ценностных ориентиров и кризиса культуры, свидетельствует о потенциальной возможности отыскания основ человеческой сущности даже в условиях тотального омертвения наличного бытия.
Ключевые слова: танатологический мотив, тоска, мотив радости-страданья, область трансцендентного.
The article is devoted to analysis of the motif of anguish in Fyodor Sologub’s novels “Heavy Dreams” and “The Petty Demon”. The author of the article believes that the sense of anguish actively affects Sologub’s characters, destroying them both physically and spiritually. On this basis it was concluded that the motif of anguish has clearly expressed thanatological meanings. The destructive nature of anguish applies not only to the characters of the novel but is noted as a common feature, which is typical for the era of the fin de siècle. Thanatological peculiarity of anguish also comes from the aspiration of this feeling to the transcendental sphere. Anguish activates the sphere of the character’s soul, which refers to “the lower abyss”, as opposed to the memory of “another better world”. In the novel “Heavy Dreams” characters strive to overcome the devastating force of anguish and make their life full, which symbolizes the symbolist motif of joy-and-suffering. Paradoxically anguish, being one of the most important indicators of loss of value orientations and cultural crisis, demonstrates the potential of discovering the fundamentals of human nature even in conditions of total mortification of earthly existence.
Key words: thanatological motif, anguish, motif of joy-and-suffering, transcendental sphere.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Барзах А.Е. Тоска Анненского [Электронный ресурс] / А.Е. Барзах. // Митин журнал. – Вып. 53. – 1996. – С. 97–124. – Режим доступа: http://www.vavilon.ru/metatext/mj53/barzah2.html.
Белый А. Материал к биографии (интимный) / А. Белый. – ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 2, ед. хр.3, л. 17.
Белый А. Симфонии / А. Белый. [Вступит. статья, сост., подготовка текста и прим. А.В. Лаврова]. – Л.: Худож. лит., 1991. – 528 с.
Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. – М.: АСТ, Хранитель, 2007. – 448 с.
Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли / Л. Бинсвангер // Экзистенциальный анализ / [пер. под ред. С. Римского]. – [2-е изд., перераб.]. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2014. – С. 3-29.
Вертелова И.Ю. Концептуализация внутреннего мира человека в русском языке: Психические состояния печали: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.02.01 / И.Ю. Вертелова. – Калининград, 2001. – 175 с.
Вертелова И.Ю. Семантические истоки идеи грусти, печали и кручины в русском языковом сознании / И.Ю. Вертелова. // Слово в тексте, словаре и культуре. – Калининград, 2004. – С. 228-236.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль / [под ред. проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ]. – 3-изд., испр. и доп. – СПб.: Издание поставщиков Двора Его Императорскаго Величества Товарищества М.О. Вольф, 1903. – Т.4. – 1782 стб.
Одесская М. Были ли идеалы у господина Чехова? / М.М. Одесская. // Вестник РГГУ. – Сер. Журналистика. Литературная критика. – М., 2008. – № 11. – С. 219-227.
Сологуб Ф. Мелкий бес / Ф.К. Сологуб. – СПб.: Наука, 2004. – 891 с.
Сологуб Ф. Тяжелые сны: Роман; Рассказы / Ф.К. Сологуб. – Л.: Худож. лит., 1990. – 368 с.
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М.: Академический Проект, 2004. – 992 с.
Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л.Н. Толстой. – М.: ГИХЛ, 1936. – Т. 26: Произведения 1885-1889. – 949 с.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. –М.: Прогресс, 1987. – Т. 4. – 864 с.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.