ПЬЕСА Д.В. АВЕРКИЕВА «МАМАЕВО ПОБОИЩЕ. ЛЕТОПИСНОЕ СКАЗАНИЕ (КАРТИНЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ XIV ВЕКА)»: СЮЖЕТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА

Ю. С. Гетман

Анотація


Мета статті – визначити жанр, розглянути сюжет, композицію, конфлікт, час та простір п’єси Д.В. Аверкієва «Мамаево побоище».

Багатослівність і відсутність динаміки розвитку дії у драмі «Мамаево побоище» пов’язане з наявністю в ній епічного елементу. У сюжеті п’єси домінує часовий зв’язок між подіями, важливі епізоди фіксуються хронологічними рамками Куліковської битви, спостерігається часта зміна місця дії, простежується т.зв. «поліфонія» голосів, що дозволяє драматургові розповісти про події від імені великої кількості людей і розкрити їхнє ставлення до того, що відбувається. Час дії визначається з точністю до доби. Текст літописного джерела розкладається на репліки дійових осіб, що повідомляють про ті або інші події.

Драматичний конфлікт відображає конкретно-історичні й загальнолюдські протиріччя, розкриває сутність зображуваного часу, як його розуміє письменник. Він торкається питання щодо ідеального, на його погляд, державного ладу, моральності монарха, його ролі в державі, відповідальності самодержця перед народом, про наслідки втрати суспільством моральних цінностей.

Ключові слова: епічна драма, сюжет, конфлікт, час, простір, «поліфонія» голосів, літописне джерело.

 Цель статьи – определить жанр, рассмотреть сюжет, композицию, конфликт, время и пространство пьесы Д.В. Аверкиева «Мамаево побоище».

Многословие и отсутствие динамического действия в драме «Мамаево побоище» связано с наличием в ней эпического элемента. В сюжете пьесы доминирует временная связь между событиями, важные эпизоды фиксируются хронологическими рамками Куликовской битвы, наблюдается частое изменение места действия, прослеживается т.н. «полифония» голосов, что позволяет драматургу рассказать о событиях от имени большого количества людей и раскрыть их отношение к происходящему. Время действия определяется с точностью до суток. Текст летописного источника раскладывается на реплики действующих лиц, которые сообщают о тех или иных событиях.

Драматический конфликт отображает конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывает сущность изображаемого времени, как его понимает писатель. Он затрагивает вопрос об идеальном, на его взгляд, государственном устройстве, нравственности монарха, его роли в государстве, ответственности самодрежця перед народом, о последствиях потери обществом моральных ценностей.

Ключевые слова: эпическая драма, сюжет, конфликт, время, пространство, «полифония» голосов, летописный источник.

 The aim of the article is to define genre, consider subject, composition, conflict, time and space in D.V. Averkiev’s play “Mamaevo poboische”.

Verbosity and absence of a dynamic action in this drama is related to the presence of an epic element in it. Temporal connection between events prevails in the subject of the play; important episodes are fixed by the chronologic scopes of Kulikovskaya battle; there is a frequent change of scene, traced so-called “polyphony” of voices that allows the playwright to tell about events on behalf of many people and to expose their attitude toward different events. Time of action is determined within days. Text of a chronicle source is laid out on the remarks of images who report about present or future events

A dramatic conflict represents historical and common to the whole mankind contradictions, exposes essence of the represented time as it is understood by a writer. He touches upon a question about perfect, in his opinion, political system, morality of a monarch, his role in safety of a state, his civil responsibility, about the consequences of loss of moral values in society.

Keywords: epic drama, subject, conflict, time, space, “polyphony” of voices, chronicle.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Аверкиев Д.В. Мамаево побоище. Летописное сказание (картины русской жизни XIV века) в стихах / Дмитрий Васильевич Аверкиев // Эпоха. – 1864. – № 10. – 136 с.

Библиотека литературы Древней Руси / [Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко]. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6: XIV – середина XV века. – 1999. – 583 с. [Электронный ресурс] / Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. – Режим доступа:

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4880 (28.07.2012).

Памятники Куликовского цикла / [под ред. Б.А. Рыбакова]. – Спб.: Русско-балтийский информационный центр Блиц, 1998. – 410 с.

Хализев В.Е. Дама как явление искусства / В.Е. Хализев. – М.: Искусство, 1978. – 240 с.

Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В.Е. Хализев. – М.: Изд-во МГУ., 1986. – 260 с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.