НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ» А.С. МАКАРЕНКО
Анотація
Мета статті – з сучасних позицій висвітлити майстерність А.С. Макаренка в зображенні людини у «Педагогічній поемі», що є найважливішим покажчиком таланту письменника. Актуальність проблеми визначається тим, що в останні роки літературна спадщина Макаренка не вивчається не тільки в середній школі, але й у вищих педагогічних закладах. У процесі аналізу твору зроблено висновок про те, що письменник-педагог володів всіма основними засобами творення характерів і виявив себе професійно зрілим митцем слова. Поєднуючи в одній особі педагога, психолога і письменника, він глибоко розкрив внутрішній світ головних героїв і створив цілу галерею типових образів. Детально розглянуто такі художні засоби: авторська психологічна характеристика, портрет, мовна індивідуалізація, жанрова специфіка. Глибокий психологізм, виразність і лаконізм слова у відтворенні характерів дозволяють співвідносити «Педагогічну поему» з творами класичної російської літератури. У статті відзначено, що у зображенні людини мали місце і деякі надмірні соціологічні акценти, в яких відбилися ідеологічні пріоритети епохи.
Ключові слова: мистецтво зображення людини, психологічна характеристика, портрет, мовна характеристика, жанр.
Цель статьи – с современных позиций осветить мастерство А.С. Макаренко в изображении человека в «Педагогической поэме», что является важнейшим показателем таланта писателя. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в последние годы литературное наследие Макаренко не изучается не только в средней школе, но и в высших педагогических учебных заведениях. В процессе анализа произведения сделан вывод о том, что писатель-педагог владел всеми важнейшими средствами создания характеров и проявил себя профессионально зрелым мастером слова. Соединяя в себе качества педагога, психолога и писателя, он глубоко раскрыл внутренний мир главных героев и создал целую галерею типических образов. Обстоятельно рассмотрены следующие художественные средства: авторская психологическая характеристика, портрет, индивидуализация речи, жанровая специфика. Глубокий психологизм, выразительность и лаконизм слова в воссоздании характеров позволяют соотносить «Педагогическую поэму» с произведениями классической русской литературы. В статье отмечено, что в изображении человека имели место и некоторые излишние социологические акценты, в которых отразились идеологические приоритеты эпохи.
Ключевые слова: искусство изображения человека, психологическая характеристика, портрет, речевая характеристика, жанр.
The aim of the article is to enlighten A.S. Makarenko’s skill in depicting a man in the “Pedagogical Poem” from the modern viewpoints. This skill is the most important feature of a writer’s talent. The significance of the issue is determined by the fact that Makarenko’s literary heritage has been studied neither in secondary schools nor in higher pedagogical educational institutions lately. In the process of analyzing the novel we’ve made the conclusion that the writer and educator possessed all the most important techniques of creating characters and showed himself as a professional and mature artist in words. Combining the qualities of
an educator, psychologist and writer he fully revealed the inner world of the main characters and created the whole gallery of typical portraits. The following artistic devices such as author’s psychological characteristics, portrait, individualization of the speech and genre particularity are thoroughly analyzed. Deep psychologism, expressiveness and laconism of words in creating the characters allow to compare the “Pedagogical Poem” to classic literary works. It is noted in the article that one can find an excessive sociological emphasis in depicting a man which was the feature of the ideological priority of that period.
Key words: the art of depicting a man, psychological characteristics, portrait, speech characteristics, genre.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко // Собр. соч. в 8 т. – Т. 3. – М.: Педагогика, 1984. – 475 с.
Горький М. По Союзу Советов / М. Горький // Собр. соч в 30 т. – Т.17. – М.: ГИХЛ, 1953. – 386 с.
История русского советского романа. Кн. 2. – М.: Наука, 1965. – 483 с.
Костелянец Б. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко / Б. Костелянец. – М.–Л.: Изд-во худ. лит., 1963. – 136 с.
Ершов Л.Ф. Советская сатирическая проза 20-х годов / Л.Ф. Ершов. – М.–Л.: АН СССР, 1960. – 283 с.
Гетманец М.Ф., Гетманец И.О. «Я – писатель Макаренко» / М.Ф. Гетманец, И.О. Гетманец. – Харьков: Майдан, 2011. – 232 с.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.