ПОЭТИКА НОВЕЛЛЫ В.Я. БРЮСОВА «ЗА СЕБЯ ИЛИ ЗА ДРУГУЮ?»: МОТИВЫ, ИНТЕРТЕКСТ, ЖАНР

Л. А. Дубинина

Анотація


Метою статті є уточнення уявлень про поетику новели В.Я. Брюсова «За себе або за іншу?», репрезентативної для прози, що увійшла до його збірника «Ночі і дні». Результати аналізу свідчать про важливу роль в цьому творі мотивів (таємниці, дзеркала, гри, кола та ін.) та гетерогенного інтертекста, що викликає асоціації з широким колом претекстів літератури епохи маньєризму і бароко (Тірсо де Моліни, Кальдерона), романтизму (насамперед, «таємничих» новел Е. По), реалізму (роману Л. Толстого «Анна Кареніна»), символізму (лірики А. Блока), а також автоінтертекста лірики та прози Брюсова 1900–1910-х років. Завдяки цьому, крізь зовнішній (сучасний) художній шар новели-«палімпсесту», як і у стилізаціях збірника «Земна вісь», просвічують моделі світу, характерні для мистецтва минулих часів. При всій побутовій життєподібності новели Брюсова, організація її багатошарового і багатозначного для символізму художнього світу виявляється підпорядкованою розкриттю таємниць душі людини і світобудови. Оскільки зображені в брюсівській новелі події не вписані у сакральний хронотоп Різдва, всупереч думці Х. Барана, вона не може бути віднесена до «календарної» прози.

Ключові слова: новела, інтертекст, мотив, гетерогенність, стилізація, символізм.

Целью статьи является уточнение представлений о поэтике новеллы В.Я. Брюсова «За себя или за другую?», репрезентативной для прозы, вошедшей в его сборник «Ночи и дни». Результаты анализа свидетельствуют о важной роли в этом произведении мотивов (тайны, зеркала, игры, круга и др.) и гетерогенного интертекста, вызывающего ассоциации с широким кругом претекстов литературы эпохи маньеризма и барокко (Тирсо де Молины, Кальдерона), романтизма (прежде всего, «таинственных» новелл Э. По), реализма (романа Л. Толстого «Анна Каренина»), символизма (лирики А. Блока), а также автоинтертекста лирики и прозы Брюсова 1900-1910-х годов. Благодаря этому, сквозь внешний (современный) художественный слой новеллы-«палимпсеста», как и в стилизациях сборника «Земная ось», просвечивают модели мира, характерные для искусства прошлых времен. При всём бытовом жизнеподобии новеллы Брюсова, организация её многослойного и по-символистски многозначного художественного мира оказывается подчинённой раскрытию тайн души человека и мироздания. Поскольку изображенные в брюсовской новелле события не вписаны в сакральный хронотоп  Рождества, вопреки мнению Х. Барана, она не может быть отнесена к «календарной» прозе.

 

Ключевые слова: новелла, интертекст, мотив, гетерогенность, стилизация, символизм.

 

The aim of the article is to clarify the concepts of poetics of V. Bryusov’s short story «For herself or for another?», representative of the prose, which is included in his book «Nights and days». The analysis results indicate the important role in this work motives (secrets, mirrors, games, circle, etc.) and heterogeneous intertext is associated with a wide literature pretext range of Mannerism and the Baroque era (Tirso de Molina, Calderon), romanticism (primarily «mysterious» Poe's short stories), realism (L. Tolstoy's novel «Anna Karenina»), symbolism (lyrics by A. Blok) and auto-inter-texuality of Bryusov’s poetry and prose of 1900-1910s. Due to this, through the external (modern) art layer short story – «palimpsest», as in the stylizations of the collection «The Earth's axis», translucent model of the world of the art of the past. With all domestic lifelike of short story, its organization and the multilayer is multivalued symbolstic art world and is subordinate to disclosure of secrets of the man’s soul and the universe. In Bryusov’s short story depicted events are not written in the sacred Christmas chronotop,  despite H. Baran’s opinion, it can not be classified as a «calendar» prose.

 

Keywords: short story, intertext, motive, heterogeneity, pastiche, symbolism.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Баран Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / Х. Баран // Поэтика русской литературы начала XX века: сб.: авториз. пер. с англ. ; [предисл. Н.В. Котрелева; общ. ред. Н.В. Котрелева и А.Л. Осповата]. – М.: ИГ «Прогресс» – «Универс», 1993. – С. 284-327.

Брюсов В.Я. Повести и рассказы / В.Я. Брюсов; [сост. вступ. ст. и прим. С.С. Гречишкин и А.В. Лавров, ил. и оф. А.А. Бахмановой]. – М.: Правда, 1988. – 484 с.

Гречишкин С.С. Брюсов-новеллист / С.С. Гречишкин, А.В. Лавров // Брюсов В.Я. Повести и рассказы. – М.: Правда, 1988. – С. 3-20.

Давыдова М.Ю. Тирсо де Молина / М.Ю. Давыдова // Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа ХІХ–ХХ вв. ; отв. ред. М.Ю. Давыдова. – М.: РГГУ, 2001. – С. 130-139.

Даниелян Э.С. Валерий Брюсов. Проблемы творчества [Электронный ресурс] / Э.С. Даниелян. – Ереван: Лингва, 2002. – 175 с. – Режим доступа: http: // www.brusov.am./docs/Brusov_Danielyanpdf

Дубинина Л.А. «Роль стилизации в новеллах В.Я. Брюсова (сб. «Земная ось»)» / Л.А. Дубинина // Вісн. Харків. нац. ун-ту імені В.Н. Каразіна. Серія «Філологія». – 2014. – № 1107. – Вип. 70. – С. 129-132.

Козьменко М.В. Стилизация как фактор динамики жанровой системы / М.В. Козьменко, Д.М. Магомедова // Поэтика русской литературы конца ХІХ – начала ХХ века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – С.77-148.

Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм / А. Ханзен-Лёве; [пер. с нем. С. Бомерло, А.Ц. Мацевича и А.Е. Барзака]. – СПб.: Академ. проект, 1999. – 512 с.

Царёва Н.А. Русский символизм: основные принципы и историософия (на материалах творчества Дм. Мережковского, В. Брюсова и А. Белого): монография / Н.А. Царёва. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 190 с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.