ЖАНРОВІ ДОМІНАНТИ РОМАНУ І. МАК’ЮЕНА «THE INNOCENT»

О. В. Горлова

Анотація


У статті досліджується жанрова природа роману британського прозаїка межі ХХ-ХХІ століть. Жанровими домінантами книги І. Мак’юена «The Innocent» виступають риси шпигунського та любовного роману. Ці жанри масової літератури впливають на репрезентацію характеристик історичного, психологічного та «роману виховання». Як виразник концепції «історіографічної метапрози» письменник використовує історію – період «холодної війни» – у якості декорації для напружених та мелодраматичних подій, грає з загальновідомими історичними деталями та фактами. «Роман виховання» реалізується через залучення головного героя у шпигунські справи, любовний зв’язок з жінкою та злочин – перипетії, які стають фазами його ініціації у доросле життя. І. Мак’юен, спираючись на багату традицію художнього пізнання внутрішнього життя в англійській літературі, детально показує процеси мислення героїв, включає момент самоаналізу почуттів. Флешбеки поглиблюють психологізм твору, підкреслюють складність людської свідомості. Елементи трилеру виявляються у нагнітанні атмосфери боязні та занепокоєння долею персонажів.

Ключові слова: жанр, шпигунський роман, «історіографічна метапроза», любовний роман, «роман виховання», психологізм, трилер.

 

В статье исследуется жанровая природа романа британского прозаика рубежа ХХ-ХХІ веков. Жанровыми доминантами книги И. Макьюэна «The Innocent» выступают черты шпионского и любовного романов. Эти жанры массовой литературы влияют на репрезентацию характеристик исторического, психологического и «романа воспитания». Как выразитель концепции «историографической метапрозы» писатель использует историю – период «холодной войны» – в качестве декорации для напряженных и мелодраматических событий, играет с общеизвестными историческими деталями и фактами. «Роман воспитания» реализуется через вовлечение главного героя в шпионские дела, любовную связь с женщиной и преступление – перипетии, которые становятся фазами его инициации во взрослую жизнь. И. Макьюэн, опираясь на богатую традицию художественного освоения внутренней жизни в английской литературе, детально показывает процессы мышления героев, включает момент самоанализа чувств. Флешбэки углубляют психологизм книги, подчеркивают сложность человеческого сознания. Элементы триллера проявляются в нагнетании атмосферы боязни и обеспокоенности судьбой персонажей.

Ключевые слова: жанр, шпионский роман, «историографическая метапроза», любовный роман, «роман воспитания», психологизм, триллер.

 

The article deals with the genre structure of the novel by British writer of the turn of XX-XXI centuries. Genre dominants of I. McEwan’s «The Innocent» are the features of spy and romance novels. These genres of Paraliterature infl uence the representation of the characteristics of historical, psychological novel and Bildungsroman. As a representative of the concept of «historiographic metafi ction», the writer uses history – the period of the «cold war» – as a decoration for tense and melodramatic events, playing with well-known historical details and facts. Bildungsroman is realized through involving the protagonist in espionage affairs, a love affair and a crime – vicissitudes, which become the phases of his initiation into adulthood. I. McEwan, relying on the rich tradition of artistic development of inner life in English literature, details the processes of thinking, includes the moment of self-analysis of feelings. Flashbacks deepen the psychologism of the book, emphasize the complexity of human consciousness. Elements of the thriller are manifested in the forcing of an atmosphere of fear and concern about the fate of the characters.

 

Key-words: genre, spy novel, romance, historiographic metafi ction, Bildungsroman, psychologism, thriller.


Повний текст:

PDF

Посилання


Бахтин М. Роман воспитания и его значение в истории реализма. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986. С. 199–249.

Бредбері М. Британський роман нового часу. Львів: Кальварія, 2011. 480 с.

Веденкова Е.С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя во времени»: автореф. дис. …канд. филол. наук: спец. 10.01.03. Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 2012. 23 с.

Джумайло О.А. Концепция истории в английском романе 1980-90-х годов. Литература в диалоге культур – 4. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2006. С. 113–121.

Джумайло О. Против сентиментальности: Иэн Макьюэн. Вопросы литературы. Москва, 2010. № 6. С. 242–260.

Доронина О.В. Малая проза в творчестве английских писателей второй половины XX века: Р. Тремейн, Г. Свифт, И. Макьюен: автореф. дис. …канд. филол. наук: спец. 10.01.03. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Москва, 2003. 20 с.

Иванова А.С. Художественное воплощение эпохи Маргарет Тэтчер в творчестве И. Макьюэна и М. Эмиса: дис …канд. филол. наук: спец. 10.01.03. Моск. гос. пед. ун-т. Москва, 2016. 206 с.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Москва: Интрада, 1998. 255 с.

Макьюэн И. Невинный, или Особые отношения. Москва: Эксмо, 2008. 352 с.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. 347 с.

Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999. 312 с.

Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York, London, 2003. 268 p.

Jameson F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. London, 1991. 369 p.

McEwan I. The Innocent. New York: Vintage Publishing, 1998. 240 p.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1146193

Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.