ИНФРОМАН «ЖЕЛЕЗНАЯ ЖЕНЩИНА» Н. БЕРБЕРОВОЙ В КОНТЕКСТЕ МЕМУАРНО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ ЖАНРОВОЙ ПАРАДИГМЫ ХХ В.

Т. М. Марченко

Анотація


Стаття присвячена проблемі жанрової своєрідності книги Н. Берберової «Залізна жінка», яку письменниця визначила як інфроман. Ключем до осмислення  художньої  форми  твору  ми  вважаємо  авторський  підзаголовок «розповідь про життя…» та визначення автора передмови А. Вознесенського «документально-страшний життєпис», які синонімічні терміну «біографія».  Разом  з  тим,  другим  суттєвим  планом  авторського  задуму стало зображення історичного контексту життєвого шляху головної героїні М.І. Закревської-Бенкендорф-Будберг, відтворення реалій її епохи, обставин трагічного існування цілого покоління, приреченого на вимирання. Це привносить до художньо-документального тексту мемуарні риси. Синтез цих двох планів, жанрова дифузія призводить до виникнення цікавої трансформації, яку можна визначити як «історія у формі біографічної оповіді». Тож досліджувана нами книга посідає новаторське місце у мемуарно-біографічній жанровій парадигмі ХХ століття.

Ключові слова: жанр, біографія, мемуари, жанрова дифузія, художня форма, его-документ, документальна література

 

Статья  посвящена  проблеме  жанрового  своеобразия  книги  Н.  Берберовой «Железная  женщина»,  которую  писательница  обозначила  как  инфроман. Ключом к осмыслению художественной формы произведения мы считаем авторский подзаголовок «рассказ о жизни…» и определение автора предисловия А. Вознесенского «документально-страшное жизнеописание», которые синонимичны термину «биография». Вместе с тем, другим существенным планом авторского замысла стало изображение исторического контекста жизненного пути главной героини М.И. Закревской-Бенкендорф-Будберг, воссоздание реалий её эпохи, обстоятельств трагического существования целого поколения, обречённого на вымирание. Это привносит в художественно-документальный текст мемуарные черты. Синтез этих двух планов, жанровая диффузия приводит к возникновению интересной трансформации, которую можно обозначить как «история в форме биографического  повествования».  Таким  образом,  исследуемая  нами  книга занимает новаторское место в мемуарно-биографической жанровой парадигме ХХ столетия.

Ключевые слова: жанр, биография, мемуары, жанровая диффузия, художественная форма, эго-документ, документальная литература

 

The research paper is on the problem of the genre originality of “Iron Woman” by N. Berberova, which the author defi ned as an infnovel. The key to understanding the art form of the work is the writer’s subtitle “life story” and A. Voznesensky’s defi nition “documentary life story”. The latter was the author of the book’s foreword. At the same time, another important object of the writer was depicting the historical background of the main character’s life journey, her epoch and the tragedy of a whole generation doomed to death. This adds certain features of memoirs to the fi ction-documentary text. The synthesis of these two plans, the genre fusion leads to the emergence of an interesting transformation, which can be defi ned as “history within a biographical story”. Thus, the book under analysis is considered to be innovative in the context of the memoirs-biographical genre paradigm of the ХХth century.

Key words: genre, biography, memoirs, genre fusion, art form, ego-document, documentary literature.

Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979. 424 с.

Береберова Н. Железная женщина. URL: http://www.rulit.me/books/zhe-leznaya-zhenshchina-read-58799-1.html

Вознесенский А. Инфроман. Рассказ о жизни М.И. Закревской-Бенкендорф- Будберг, о ней самой и её друзьях. Н. Берберова. Железная женщина. URL: http://www.rulit.me/books/zheleznaya-zhenshchina-read-58799-1.html

Костырко С. Выжить, чтобы жить. О книгах Н. Берберовой «Железная женщина», «Курсив мой», «Аккомпаниаторша». URL: http://www.magazines.russ.ru/ project/ arss/ezheg/kostyr.html

Малыхина Э.С. Типология героев в прозе Н. Берберовой: автореф. дис. … канд. филол. наук: спец. 10.01.01 Русская литература. Москва, 2013. 21с.

Местергази Е.Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе ХХ века): автореф.дис. … доктора филол. наук: спец. 10.01.08 Теория литературы. Текстология. Москва, 2008. 49с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1146263

Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.