ХОККУ КАК МЕТАТЕКСТОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РОМАНЕ Б. АКУНИНА «АЛМАЗНАЯ КОЛЕСНИЦА»

К. Л. Ковалёва, В. Ю. Шишкина

Анотація


У статті зроблена спроба визначення ролі хоку в вираженні авторських стратегій у Романі Б. Акуніна «Алмазная колесница». Аналіз мовного матеріалу дозволив зробити висновок Про  те,  що  хоку  як  метатекстовий  елемент,  що  знаходиться  в  «сильній»  позиції,  істотно Впливає на організацію метадискурсивного п ростору і сприяє реалізації авторського задуму. Дані метаелементи, які спрямовані на гру з читачем, на залучення його до активної діяльності Зі с прийняття текс ту   та   сприяють   створенню   інтриги ,   є   поліфункціональними   одиницями ,  Що організують багаторівневий простір.

 

Ключові  слова: метатекстуальність, х оку,  функції, «сильні»  текстові  позиції,  роман «Алмазная колесница».

 

В  статье  предпринята  попытка  определения  роли  хокку  в  выражении  авторских стратегий в романе Б. Акунина   ««Алмазная колесница»» .   Анализ   языкового   материала   позволил сделать  вывод  о  том,  что  хокку  как  метатекстовый  элемент,  находящийся  в  «сильной» позиции,  существенно  влияет  на  организацию  метадискурсивного  пространства   пособствует реализации авторского замысла. Данные метаэлементы, направленные на игру с читателем,  на  вовлечение  его  в  активную  деятельность  по  восприятию  текста и способствующие  созданию  интриги,  являются  полифункциональными  единицами, организующими  многоуровневое  пространство. Авторские  хокку  имеют эмоционально-эстетическую,  когнитивную,  апеллятивную,  фатическую,  структурообразующую  и смыслообразующую функции.

 

Ключевые слова: метатекстуальность, хокку, функции, «сильные» текстовые позиции, роман «Алмазная колесница».

 

The  article  gives  an  attempt  of  appraising  the  role  of  hokku  in  the  author’s  strategies expression in B. Akunin’s novel “AlmaznayaKolesnitsa”. The language material analysis has allowed to draw the conclusion that hokku as a metatextual element in a “strong” position has a considerable impact on the metadiscursive space arrangement, gets the reader motivated to active perception of the text, facilitates the fulfilment of the author's intention. Theelementsinquestionamong other metatextual units  (discursive  words,  rhetorical  questions,  expletive  constructions,  experienced  speech  etc.) encourage the author's viewpoint explication, equalise reader’s perception of the literary work and the  author’s  intention.  Having  placed  at  the  end  of  each  chapter  hokkus  which  are  semantically connected with  ‘near’ and ‘distant’ contexts as well as with the chapter title the author uses them to highlight  priorities,  refers  the  reader  to  the  text  having  been  read,  makes  for  deducing  profound philosophical  generalisations  and  conclusions.  The  presence  of  author’s  hokkus  creates  complex interaction involving metadiscursivedialogueness being overlapped with the interdiscursive one which is due to usage a ‘strange’ form –  the   form   of   hokku  for   conveying   the   personal   ( author's ) eaning These  metatextual  elements  (which  are  aimed  at  the  game  with  the  reader,  at his involvement into active efforts of the text perception and conducing to the intrigue creation) are polyfunctional units arranging  the  multilevel  discursive  space.  The  author's  hokkus  possess  emotional-and-aesthetic, cognitive, appellative, phatic, structure-forming and sense-making functions which are subject to the metadiscursive one.  

 

Keywords:  metatextuality,  hokku,  functions,  ‘strong’  textual  position,  novel “AlmaznayaKolesnitsa”.

Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Акунин Б. Алмазная колесница. М. : Захаров, 2004. 720 с.

Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23–31.

Богатырёв А. А. Индивидуация интенционального начала беллетристического текста : дисс. … доктора филол. наук. Тверь, 2001. 373 с.

Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста. М. : Прогресс, 1978. С. 402–425.

Ковальова К. Л. Діалогічна організація роману Бориса Акуніна «Алмазная колесница» : автореф. дис. … канд. філол. наук : спец. 10.02.02 – «російська мова». Харків, 2017. 24 с.

Лукин В. А. Художественный текст : Основы лингвистической теории и элементы анализа : [Учеб. для филол. спец. вузов]. М. : Ось 89, 1999. 192 с.

Лукина Н. В. Метаобразования как средства диалогизации художественного текста (на материале произведений Т. Толстой) // Гуманитарные исследования. 2009. № 3 (31). С. 51–54.

Перфильева Н. П. Метатекст : текстоцентрический и лексикографический аспекты : автореф. дисс. … докт. филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык». Новосибирск, 2006. 43 с.

Плеханова Т. В. Дискурс-анализ текста : пособие для студентов вузов. Минск: ТетраСистемс, 2011. 368 с.

Шаймиев В. А. Композиционно-синтаксические аспекты функционирования метатекста в тексте (на материале лингвистических текстов) [Текст] // Русский текст: российско-американский журнал по русской филологии. 1996. №4. С. 80–92.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1036268

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.