ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

В. В. Мальцева

Анотація


Статтю присвячено дослідженню методів аналізу художнього тексту з позиції дискурсології. Ми акцентуємо увагу на чотирьох дискурсивних підходах до вивчення літературного твору, які взаємодіють та доповнюють один одного: прагматично-комунікативному, семіотико-синергетичному, когнітивно-семантичному та дискурсивно-концептуальному. Цей вибір було аргументовано тим, що вищеперераховані шляхи аналізу враховують низку суттєвих параметрів, що конституюють художній дискурс: соціокультурний контекст, прагматичні установки автора, вплив читацької інтерпретації на зміст висловлювання. Розуміючи сучасний некласичний художній дискурс як складну систему, здатну до самоорганізації, ми надаємо можливі шляхи прочитання окремих фрагментів з романів «Ананасова вода для прекрасної дами» В. Пєлєвіна та «Венерине волосся» М. Шишкіна.

Ключові слова: дискурс-аналіз, дискурс, полідискурсивність, читацька інтерпретація, постмодернізм.

 

Данная статья посвящена исследованию методов анализа художественного текста с позиций дискурсологии. Мы акцентируем внимание на четырех дискурсивных подходах к изучению литературного произведения, которые взаимодействуют и дополняют друг друга: прагматическо-коммуникативном, семиотико-синергетическом, когнитивно-семантическом и дискурсивно-концептуальном. Данный выбор аргументирован тем, что вышеперечисленные пути анализа учитывают ряд существенных параметров, конституирующих художественный дискурс: социокультурный контекст, прагматические установки автора, влияние читательской интерпретации на содержание высказывания. Понимая современный неклассический художественный дискурс как сложную, самоорганизующуюся систему, мы представляем возможные пути прочтения отдельных фрагментов, взятых из романов «Ананасная вода для прекрасной дамы» В. Пелевина и «Венерин волос» М. Шишкина.

Ключевые слова: дискурс-анализ, дискурс, полидискурсивность, читательская интерпретация, постмодернизм.

 

The present article is devoted to the study of linguistic methods of analyzing literary text from the standpoint of discourse. It seems to be important to understand discourse as a dialogue, polemics or discussion, since this indicates the internal heterogeneity of the literary fiction. We suppose that various discourses form different views on reality. We focus on four discoursive methodologies to the research of literary works that interact and complement one another: communicative-pragmatic, cognitive semantic, conceptual, semiotic and synergetic approaches. This choice was justified by the fact that the above-mentioned ways of analysis could take account of essential parameters which constitute the artistic discourse such as the socio-cultural context, the pragmatic attitude of the author, the influence of the reader`s interpretation on the meaning of the utterance. We provide the concept of reader`s discourse, which means the communicative activity of the recipient. The instability of artistic discourse depends not only on the complex structure of the artwork, the polysemantic nature of particular concepts, the blending of discursive formats and its inherit genres, but not least the reader`s perception, which could model or transform the artistic work, reveal in the text those meanings that, perhaps, were not incorporated into the utterance by the author himself. Artistic discourse constitutes a mosaic structures what is extremely productive from the perspective of our study. We understand contemporary non-classical artistic discourse as a complicated self-organizing system and our work represents the possible way of researching problems related to poly-discoursivity in modern literature on the material of the novels “Pineapple water for a beautiful lady” by V. Pelevin and “Venus` hair’ by M. Shishkin.

Keywords: discourse analysis, discourse, poly-discoursivity, reader`s interpretation, postmodern.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики: [монография]. Волгоград: Перемена, 2007. 385 с.

Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М.: Книжный дом «Либроком», 2011. 288 с.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 448 с.

Каинова Т. В. Дискурсивно-семиотический подход к адаптации транснациональной рекламы: дис... канд. филол. наук : 10.02.19. Тула, 2002. 169 с.

Керимов Т. Х. Постмодернизм // Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996. 375 с.

Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. 263 с.

Кондратенко Н. В. Синтаксис українського модерністського і постмодерністського художнього дискурсу . К.: Видавничий дім Дмитра Бураго, 2012. 320 с.

Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (обзор) // Сб. обзоров. Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. Сер. Теория и история языкознания 2000. с. 5-13.

Олизько Н. С. Семиотико-синегретическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе : дисс… д-ра филол. наук : 10.02.19. Челябинск, 2009 343 с.

Пелевин В. Ананасная вода для прекрасной дамы. М.: Эксмо, 2013. 352 с.

Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.

Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие. М.: Флинта Наука, 2007. 608 с.

Филлипс Л. Дискурс-анализ. Теория и метод. / Л. Филлипс, М. В. Йоргенсен Х.: Гуманитарный Центр», 2008. 352 с.

Шишкин М. П. Венерин волос. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. 540 с.

Чернявская В. Е. Фантомы и синдромы дискурсивной парадигмы // Вопросы когнитивной лингвистики 2014. № 1 (038). с. 54-61.

Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.

Dijk T. A. van. Ideology: A multidisciplinary approach. London, Thousands Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 1998. 365 p.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1494852

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.