КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

В. А. Гура

Анотація


У статті розглянуто питання контролю у процесі системного формування граматичної компетенції як необхідної складової комунікативно-мовленнєвої компетенції іноземних студентів підготовчого факультету. Мета статті – визначення змісту лексико-граматичної складової мовної компетенції і розробка засобів її ефективного контролю у іноземних студентів-нефілологів, які вивчають російську мову як іноземну (1 сертифікаційний рівень).  У роботі конкретизовано зміст поняття «мовна компетенція» та виявлено значення її лексико-граматичної складової. Дан перелік функцій мовного контролю, до яких належать перевірочна, оцінювальна, мотиваційно-стимулююча, навчальна, коригуюча, діагностична, узагальнююча та розвиваюча. Запропонована класифікація видів контролю в залежності від етапів його реалізації і форми проведення. Автор аналізує традиційні засоби контролю та презентує новий тип контролюючих матеріалів – багаторівневий мовний тест. Основними особливостями запропонованого тесту є: зростання рівня складності у межах одного тесту, зручність заповнення, графічного оформлення та перевірки, технологічність, об`єктивність, багатофункціональність та можливість використання варіантів тесту як адаптаційно-тренувальних. Новизна роботи полягає у створенні та використанні нового типу контролюючих тестових матеріалів, які забезпечують проведення поетапного систематичного моніторингу рівня мовної компетенції іноземних студентів протягом всього періоду їх навчання на підготовчому факультеті. Автор доходить висновку, що впровадження у навчальний процес комбінованої системи навчальних матеріалів, що містить як традиційні засоби контролю, так і сучасний тест багаторівневої структури, оптимізує процес контролю та підвищує якість вимірювання та оцінювання рівня мовної компетенції іноземних студентів.

Ключові слова: контроль рівня володіння мовою, граматична система, мовна компетенція, комунікативно-мовленнєва компетенція, мовний тест.

 

 В статье рассмотрены вопросы контроля в процессе системного формирования грамматической компетенции как необходимой составляющей коммуникативно-речевой компетенции иностранных студентов подготовительного факультета. Цель статьи – определение содержания лексико-грамматической составляющей языковой компетенции и разработка средств ее эффективного контроля у иностранных студентов-нефилологов, изучающих русский язык как иностранный (1 сертификационный уровень).  В работе конкретизировано содержание понятия «языковая компетенция» и выявлено значение ее лексико-грамматической составляющей. Составлен перечень функций языкового контроля, к которым относятся проверочная, оценочная, мотивационно-стимулирующая, учебная, корректирующая, диагностическая, обобщающая и развивающая. Дана классификация видов контроля в зависимости от этапов его реализации и формы проведения. Автор анализирует традиционные средства контроля и презентует новый тип контролирующих материалов – многоуровневый языковой тест. Основными особенностями предложенного теста являются: рост уровня сложности в рамках одного теста, удобство заполнения, графического оформления и проверки, технологичность, объективность, многофункциональность и возможность использования вариантов теста как адаптационно-тренировочных. Новизна работы заключается в создании и использовании нового типа контролирующих тестовых материалов, обеспечивающих проведение поэтапного систематического мониторинга уровня языковой компетенции иностранных студентов в течение всего периода их обучения на подготовительном факультете. Автор приходит к выводу, что внедрение в учебный процесс комбинированной системы учебных материалов, содержащей как традиционные средства контроля, так и современный тест многоуровневой структуры, оптимизирует процесс контроля и повышает качество измерения и оценки уровня языковой компетенции иностранных студентов.

Ключевые слова: контроль уровня владения языком, грамматическая система, языковая компетенция, коммуникативно-речевая компетенция, языковой тест.

 

 The article deals with the issues of control in the process of systematic formation of grammatical competence as a necessary component of the communicative-speaking competence of foreign students at the preparatory faculty. The purpose of the article is to determine the contents of the lexical-grammatical component of language competence and to develop means for its effective control for foreign students (non-philological speciality) who study Russian as Second Language (1 certification level).  The work specifies the meaning of the concept. «Linguistic competence». Besides, the significance of its lexico-grammatical component is revealed. There is a list of functions of language control, which include verifying, evaluative, motivational-stimulating, educational, corrective, diagnostic, generalizing and developing. This classification of types of control depends on the stages of its implementation and the form of application. The author analyzes the traditional means of control and presents a new type of controlling, a multilevel language test, developed and implemented in the educational process. The main features of the offered test are: increasing the complexity level within a single test, the convenience of completing, graphic design and verification, the productivity, objectivity, multi-functionality and the possibility of using test variants as adaptive-training. The novelty of the work is to create and use a new type of controlling testing materials, which ensure the phased systematic monitoring of the level of language competence of foreign students throughout their period of study at the preparatory y faculty. The author concludes that the introduction into the educational process of a combined system of educational materials containing both traditional means of control and a modern test of a multilevel structure, optimizes the control process and improves the quality of measurement and assessment of the level of language competence of foreign students. .

Key words: control of the level of language proficiency, grammatical system, linguistic competence, communicative-speech competence, language test.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (Теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 420 с.

Глобус: Контрольные работы по русскому языку / Безкоровайная Л.С, Гура В.А, Штыленко В.Е., Штыленко Е.Л . Харьков, 2016. 88 с.

Гура В.А. Тесты по лексике и грамматике русского языка как иностранного. Харьков: ХНАДУ, 2010. 87 с.

Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение)/ Под ред.. А.Н.Щукина. М.: Рус. яз., 1990. 231 с.

Мусаелян И.Ф. Формирование и контроль лексико-грамматической грамотности в неязыковом вузе // Вестник Моск. ун-та. Серия 8 Лингвистика и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. № 4. С.138-142 .




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1494900

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.