МУЗИКА В ПОЕЗІЇ ЮРІЯ ЛЕВІТАНСЬКОГО

А. Г. Козлова

Анотація


Статья посвящена исследованию особенностей воплощения музыкальной темы и музыкальных образов в творчестве Ю. Левитанского, поэзия которого имеет ярко выраженный интермедиальный характер и основана на синтезе различных видов искусства – кино, музыки и живописи. В частности, об органической связи поэзии Левитанского с музыкой красноречиво свидетельствует тот факт, что целый ряд стихотворений поэта получил название «Песенка…» или «Песня…». Сама жизнь у поэта нередко соотносится с музыкальными формами, что находит отражение в таких названиях произведений, как «Босса Нова о нескончаемом дне», «Весеннего леса каприччо…» и др. В творчестве Левитанского музыка становится воплощением самой жизни, символом природного цикла. В стихотворениях, где жизнь человека уподобляется дороге, поэт также не обходится без музыкальной темы, музыкальных образов. Даже стихотворения социально-политической проблематики связываются у Левитанского с темой музыки. Музыка в его творчестве становится одной из основ и мироздания – земных и небесных сфер, человеческого существования, разных аспектов человеческого бытия, обнаруживая идею единства всего сущего и слитности мира. Иногда само название стихотворения указывает на характерную для поэта идею неразрывности природного и музыкального начал («Вальс на мотив метели»). Отмечая органическую связь поэзии Левитанского с музыкой, мы обращаем внимание на то, что в творческом сознании поэта музыка становится символом и самой основой жизни, воплощением глубинной тайны бытия, всеобщей гармонии. Не удивительно, что и сама музыка у Левитанского нередко антропоморфизируется, приобретает свойства, качества живого существа.

Ключевые слова: творчество Ю. Левитанского, интермедиальность, синтез, поэзия, музыка, музыкальные образы.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Кадочникова И.С. Синтез искусств в лирике Ю. Левитанского и А. Тарковского: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Ижевск, 2011. 346 с.

Кадочникова И.С. «Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен…» (структурные модели в книготворчестве Ю. Левитанского). Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2008. Вып. 1. С. 169–178.

Козлова А.Г. Музыка в лирике Булата Окуджавы. Русская филология: Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. 2018. № 3(65). С. 41–46.

Колода Д.В. Интермедиальность текстов Юрия Левитанского (поэзия и/или кино). Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. № 1080. Серія «Філологія». Випуск 69. Харків, 2013. С. 85–89.

Куллэ В.А. Поэт личного стыда: Юрий Левитанский. Новый мир. 2001. № 11. URL: http://litinstitut.ru/content/poet-lichnogo-styda-yuriy-levitanskiy (дата обращения: 23.03.2019).

Левитанский Ю.Д. Годы: Стихи. М.: Советский писатель, 1987. 352 с.

Левитанский Ю.Д. Музыка моя, слова… URL: http://levitansky.ru/?r=2&m=8&s=233.

Лицарева К.С. Творчество Ю.Д. Левитанского в контексте современной поэзии (Проблематика. Поэтика): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. Москва, 1994. 16 с.

Перемышлев Е. Левитанский, Юрий Давыдович. Энциклопедия Кругосвет. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LEVITANSKI_YURI_DAVIDOVICH.html (дата обращения: 30.03.2019).

Рязанов Э.А. Любовь – весенняя страна. М.: Эксмо, 2007. 352 с.

Словарь современного русского литературного языка: в 17 томах. Т. 9. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1959, 1482 стлб.




DOI: https://doi.org/10.34142/2312-1572.2019.02.68.08

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.