ДВУПЛАНОВОСТЬ ПРОЗЫ А. И. КУПРИНА (НА МАТЕРИАЛЕ МИНИАТЮРЫ «КЛЯЧА»)

Н. Ф. Соценко

Анотація


 Новела О. І. Купріна «Кляча», яка започатковує неавторський цикл про письменників досліджується у даній статті як пародiйний текст. Було здійснено інтертекстуальний аналіз твору Купріна з метою визначення претекстів, які вважаються в літературознавстві другим планом пародійного тексту. Аналіз новели дозволив з’ясувати особливості поетики даного твору Купріна, У статтi встановлений зв’язок мiж естетичними концепцiями романтичної лiтератури та символiзму, з якими полемізує автор «Клячi».

Ключові слова: інтертекстуальний аналіз, мотив, пародія, другий, третій план тексту.

 

Новелла А. И. Куприна «Кляча», которая является первой в неавторском цикле о писателях, исследуется в статье как пародийный текст. Был осуществлен интертекстуальный анализ произведения Куприна с целью выявления претекстов, которые считаются в литературоведении вторым планом пародийного текста. Анализ новеллы позволил определить особенности поэтики данного произведения Куприна, В статье установлена связь между эстетическими концепциями романтической литературы и символизма, с которыми полемизирует автор «Клячи».

Ключевые слова: интертекстуальный анализ, мотив, пародия, второй, третий план текста.

The novella by A. I. Kuprin “The Nag”, which is the first in the non-author’s cycle about the writers, is investigated as a parody text in the article. An intertextual analysis of Kuprin’s work was carried out for signification of the pretexts, which is considered in the literary as second plan of the parody text. The analysis of the novella made it possible to define the second and third plan as obligatory elements of parody reading. The article is specified the peculiarities of this Kuprin’s poetical work. One feature is that among a wide range of pretexts in romantic literature with the key motive “poet and poetry”, Kuprin uses as a pretext the parody works by Kozma Prutkov, i. e. he recreates parody on parody. This technique allowed Kuprin to show the exhaustiveness of romantic reproduction in the literature motive «the poet and the crowd», which is the third plan of the novella “The Nag”. The connection was found between the aesthetic concepts of romantic literature and symbolism, which the author of “The Nag” polemizes with.

Key words: intertextual analysis, motive, parody, the second and third plan of the text.

 


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия. М. –Л., 1930. 259 с.

Библейская энциклопедия. М.: ТЕРРА, 1990. 902 с.

Блок А. А. Собрание сочинений в 8 тт. М., Л.:Худож. лит., 1960. Т. 6. Проза 1918–1921. 1962. 780 с.

Брюсов В. Я. Стихи [Электронный ресурс] // Электронная библиотека отечественной и зарубежной поэзии ХIХ–ХХ веков. Режим доступа: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/brusov.html.

Бунин И. А. Собрание сочинений в 9 т. М.: Худож. лит., 1967. Т 9: Освобождение Толстого. О Чехове. Избранные биографические материалы, воспоминания, статьи. 1967. С. 393–406.

Гончаров И. А. Обломов. СПб.: Худож. лит., 1993. 496 с.

Жуковский В. А. Собрание сочинений в 4 т. [Электронный ресурс]. М., Л.: Худож. лит., 1959–1960. Т. 4: Одиссея. Художественная проза. Критические статьи. Письма. 1960. С. 402–420. Режим доступа: http://rvb.ru/19vek/zhukovsky/tocvol4.htm.

Квинт Гораций Флакк. Наука поэзии // Собрание сочинений [Электронный ресурс]. СПб.: Биографический инст-т, Студия биографика, 1993. Режим доступа: http://lib.guru.ua/POEEAST/GORACIJ/hor1_6.txt.

Куприн А. И.Собрание сочинений: в 9 т. М.: Правда, 1964. Т. 1: Произведения 1889–1896. С. 462–466.

Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. Минск: Изд-во высш., сред., и проф. образования БССР, 1963. 535 с.

Кюхельбекер В. К. Сочинения. Л.: Худож. лит., 1989. 574 [2] c.

Лушникова Г. И. Когнитивные и лингвостилистические особенности литературной пародии [Электоронный ресурс]: автореф. дисс. … доктора филологических наук. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2010. 45 с. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003491292#?page=11.

Некрасов Н. А. Избранное. М.: Худож. лит., 1975. 509 [2] c.

Некролог // Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

Пальмин Л. И. Стихотворения // Поэты-демократы 1870–1880-х годов. Бииблиотека поэта. Большая серия. [Электоронный ресурс] Л.: «Сов. писатель», 1968. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/palxmin_l_i/text_0030.shtml.

Полонский Я. П. Сочинения в 2 тт. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. Стихотворения: Поэмы. 493 с.

Прутков Козьма. Полное собрание сочинений. М.–Л.: Сов. пис., 1965. 477 [1] c.

Пушкин А. С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1: Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. 734 [1] c.

Розанов В. Потуги на пророчество [Электронный ресурс]. СПб., 1909. Режим доступа: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_potugi_na_prorochestvo.html.

Салтыков-Щедрин М. Е.Собрание сочинений в 20 т. [Электронный ресурс]. М.: Худож. лит., 1974. Т. 16. Кн. 1: Сказки 1869–1886. Пѐстрые письма 1884–1886. С. 171–176. Режим доступа: http://rvb.ru/saltykov-shchedrin/01text/vol_16_1/01text/0504.htm.

Соценко Н. Ф. Интертекстуальность прозы А. И. Куприна 1890–1900-х годов: дисс. … канд. филологических наук: 10.01.02. Харьков, 2008. 210 с.

Ташлыков С. А. Жанр миниатюры в творчестве А. И. Куприна [Электронный ресурс] // Судьба жанра в литературном процессе / под ред. С. А. Ташлыкова. Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1996. С. 97–109. Режим доступа: http://studydoc.ru/doc/3822405/tashlykov-s.-zhanr-miniatyury-v-tvorchestve-kuprina.

Тынянов Ю. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) [Электронный ресурс] // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198–226. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet1.htm.

Тяпков С. Н. Русская литературная пародия конца ХIХ – начала ХХ века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/russkaya-literaturnaya-parodiya-kontsa-xix-nachala-xx-veka#ixzz4nIensWRB.

Чехов А. П. Повести. Пьесы. М.: Правда, 1987. 460 [4] c.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1244637

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.