БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ

С. В. Николаенко

Анотація


 У світі, що динамічно розвивається, для навчання білоруських учнів необхідні, у першу чергу, такі знання, які сприятимуть баченню реалій російської й білоруської культур, визначенню національного характеру з опорою на зразки кращих творів мистецтва, орієнтуванню в укладі повсякденного життя та побуту білоруської людини, збагненню світу цінностей свого народу, знанню історичних подій, правил спілкування, що забарвлені національним колоритом. Цим і визначається актуальність представлених матеріалів. Мета визначається соціокультурним підходом до навчання російській мові, який розглядається як процес, що забезпечує соціокультурний розвиток особистості ті її компетенції на основі оволодіння міждисциплінарними відомостями, цінностями матеріальної, соціальної, духовно-моральної, художньої білоруської та російської культур. Представлені різноманітні види діяльності забезпечують соціалізацію, що включена до певної предметної технології, дозволить аналізувати та порівнювати факти, явища російської і білоруської культур й зробить процес навчання російській/білоруській мові унікальним.

Ключові слова: цінності білоруського суспільства, соціокультурний розвиток, види діяльності, компетенції та технології.

 

В динамично развивающемся мире для обучения белорусских учащихся необходимы, в первую очередь, такие знания, которые будут способствовать видению реалий русской и белорусской культур, определению национального характера с опорой на образцы лучших произведений искусства, ориентированию в укладе повседневной жизни и быте белорусского человека, постижению мира ценностей своего народа, знанию исторических событий, почитанию народных традиций, правил общения, окрашенных национальным колоритом. Этим и определяется актуальность представленных материалов. Цель определяется социокультурным подходом к обучению русскому языку, который рассматривается как процесс, обеспечивающий социокультурное развитие личности учащегося и еѐ компетенции на основе овладения междисциплинарными сведениями, ценностями материальной, социальной, духовно-нравственной, художественной белорусской и русской культур. Представленные различные виды деятельности обеспечивают социализацию, включѐнную в ту или иную предметную технологию, что позволит анализировать и сравнивать факты, явления русской и белорусской культур и сделает процесс обучения русскому/белорусскому языку уникальным.

Ключевые слова: ценности белорусского общества, социокультурное развитие, виды деятельности, компетенции и технологии.

In rapidly-developing world there is a great demand of knowledge for Belarusian students to define Russian and Belarusian cultural realities, national traits based on the best works of art, to get accustomed with Belarusian everyday life, national values, to study historic and historical events, to treat national traditions, speech patterns used in a certain culture. All this determines the topicality of the materials presented. The purpose of the research is defined by sociocultural approach in the study of the Russian language. The given approach is described as the process providing sociocultural development of a student and his or her competencies. These competencies are formed with the help of interdisciplinary data, the values of material, social, spiritual, moral, artistic Belarusian and Russian cultures. Various activities presented in the article provide thepersonal socialization that is included in one or another subject technique. Such a way of study will allow the students to analyze and compare the facts, the phenomena of Russian and Belarusian cultures to make the process of studying of the Russian or Belarusian languages unique.

Key words: values of the Belarusian society, socio-cultural development, types of activity, competences and teaching techniques.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Гигин В. Белорусский русский язык // Беларуская думка. 2010. № 2. С. 64–71.

Концепция обучения русскому языку в системе общего среднего образования Республики Беларусь / С. В. Николаенко, Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко, Л. А. Худенко, Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко // Русский язык и литература. Минск, 2015. № 9. С. 3–10.

Маслова В. А., Николаенко С.В. Краткий лингвокультурологический словарь-справочник : культурное пространство Витебщины. Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2011. 164 с.

Николаенко С. В. Теория и практика социокультурного развития учащихся 5–11 классов: национально-культурный содержательный аспект в контексте обучения русскому языку : монография. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. 252 с.

Николаенко С. В. Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка) : пособие для учителей. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. 172 с.

Спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://livingheritage.by/Publikacyi/hkk%20spis.pdf. – Дата доступа : 12.02.2015.

Худенко Л. А. Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку учащихся 5–11 классов: теоретические и методические основы. Минск: Нац. ин-т образования, 2011. 276 с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1244641

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.