ОСОБЕННОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СОПОЛОЖЕНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ ВАРЛАМА ШАЛАМОВА «ШАГАЙ, ВЕСЕЛЫЙ НИЩИЙ…» В СВЕТЕ ПУШКИНСКОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

О. О. Скоробогатова

Анотація


В статье исследуется грамматика поэтического текста в связи с формированием художественных смыслов. Рассматриваются примеры реализации приема морфологического соположения разнопадежных словоформ одной лексемы в стихотворениях А. Пушкина и В. Шаламова. Анализируются художественные смыслы, сформированные на основе рассматриваемого соположения. Утверждается, что употребление разнопадежных словоформ Варламом Шаламовым является грамматической аллюзией к пушкинским текстам.

Ключевые слова: Пушкин, Шаламов, поэтический язык, поэтическая морфология, поэтическая традиция, аллюзия, соположение.

 

У статті досліджено граматику поетичного тексту у зв’язку з формуванням художніх смислів. Розглянуто зразки реалізації прийому морфологічного співположення словоформ одного слова, що стоять у різних відмінках, у поезіях О. Пушкіна і В. Шаламова. Аналізуються художні смисли, що сформувалися на підґрунті розглянутого співположення. Стверджується, що використання відмінкових співположень Варламом Шаламовим є граматичною алюзією до пушкінських текстів.

Ключові слова: Пушкін, Шаламов, поетична мова, поетична морфологія, поетична традиція, алюзія, співположення.

 

In some cases the grammar of a poem is closely coupled with its imagery and those poetical senses which form its artistic space. Grammatical juxtaposition serves as an active means of creation of poetical senses. The paper deals with intracategorial juxtapositions of word forms of a single word in different cases. The examples of morphological juxtaposition realization of case word forms of a lexeme in A. Pushkin’s and V. Shalamov’s poems are considered. The artistic senses formed by the juxtaposition under study are analyzed. We claim that the use of word forms of a single word in different cases in V. Shalamov’s poems is an allusion to Pushkin’s texts.

Keywords: Pushkin, Shalamov, poetic language, poetic morphology, poetic tradition, allusion, juxtaposition.


Повний текст:

PDF

Посилання


Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики / Владимир Григорьевич Адмони / [отв. редактор В. М. Павлов]. — Л. : Наука, 1988. — 240 с.

Баевский В. С. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма / Вадим Соломонович Баевский. – М. : Языки славянской культуры, 2011. – 736 с.

Гинзбург Л. Я. О лирике / Лидия Яковлевна Гинзбург. – М.-Л. : Советский писатель, 1964. – 382 с. 4. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Избранные статьи / Борис Александрович Ларин. — Л. : Худож. лит., 1974. — 288 с.

Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 1 / Под ред. Е. А. Земской, С. М. Кузьминой. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 568 с. – (Классики отечественной филологии).

Рубанов А. Варлам Шаламов как зеркало русского капитализма (В. Т. Шаламов) / Андрей Рубанов // Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. ХХ век: Сборник. 2-е изд. – СПб. : Лимбус Пресс, 2011. – С. 723–740.

Скоробогатова Е. А. Грамматические значения и поэтические смыслы: поэтика именных категорий в текстах и идиостилях: Монография / Елена Скоробогатова. — Харьков: Харьковское историко-филологическое общество, 2014. — 236 с.

Скоробогатова Е. А. Грамматические значения и поэтические смыслы: поэтический потенциал русской грамматики (морфологические категории и лексико-грамматические разряды имени): Монография / Елена Скоробогатова. — Харьков : НТМТ, 2012. — 480 с.

Степанов Ю. Семиотика как дискурс, как творческая деятельность в культуре, как «цивилизация духа» / Ю. С. Степанов // Художественный текст как динамическая система: Материалы международной конференции, посв. 80-летию В. П. Григорьева / Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. — М. : Управление технологиями, 2006. — С. 19–31.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.32820

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.