АХМАТОВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Д. РАХЛИНОЙ
Анотація
Мета статті – показати важливий вплив, який справила ахматовська традиція на формування провідних тем і мотивів поезії Рахліної і художнього стилю автора в ранній період творчості, та охарактеризувати особливості втілення ахматовської традиції. Актуальність обраної теми обумовлена, насамперед, інтересом вітчизняного літературознавства до проблеми впливу окремих поетів-класиків на творчість їх послідовників. У ході дослідження проаналізовано мотив нерозділеного кохання на матеріалі циклу Рахліної «Поєдинок». Також у статті робиться спроба виявити ряд подібностей на стилістичному рівні художньої структури ліричних творів досліджуваних авторів. Зроблено висновок, що співвіднесеність творів Рахліної з творчістю Ахматової також проявляється в спільності ціннісних пріоритетів і світоглядних позицій. Відзначається, що установка на максимальну щирість, прагнення до прозаізації вірша і зображення реалій повсякденного побуту в рівній мірі притаманні обом поетичним системам авторів.
Ключові слова: лірика, вплив, традиція, стилістичний прийом, мотив.
Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, интересом отечественного литературоведения к проблеме влияния классической традиции на литературу ХХ века и отдельных поэтов-классиков на творчество их последователей. Цель статьи состоит в том, чтобы показать важность ахматовской традиции в формировании художественной системы Рахлиной в ранний период творчества и охарактеризовать особенности ее воплощения в лирике харьковской поэтессы. Нами отмечено, что соотнесенность произведений Рахлиной с творчеством Ахматовой проявляется на разных уровнях поэтической системы. Ее можно усмотреть в общности ценностных приоритетов и мировоззренческих позиций, характерных тем и мотивов. В статье, в частности, охарактеризована тема творчества в лирике Рахлиной, проанализированы особенности представления мотива неразделенной любви, характерного и для ахматовского творчества, в цикле Рахлиной «Поединок», предпринията попытка выявить и общность на стилистическом уровне художественной структуры лирических произведений исследуемых авторов. Близость к ахматовской стилистике проявляется у Рахлиной в использовании приемов редупликации, тавтологического повтора, подытоживающих концовок, синтаксиса «убежденного собеседника», а также намеренной незавершенности, «открытости» финала. Для поэтической системы харьковской поэтессы вслед за Ахматовой характерны установка на максимальную искренность, дневниковость, изображение реалий повседневного быта, стремление к прозаизации стиха.
Ключевые слова: лирика, влияние, традиция, стилистический прием, мотив.
The aim of the article is to show the importance of the impact that Akhmatova’s tradition had on the formation of the leading themes and motifs of Rahlina’s poetry and the author artistic style of the author in the early period of her creativity and characterize the features of embodiment of Akhmatova’s tradition. The topicality of the chosen theme is determined, first of all, by the interest of domestic literary criticism to the problem of the individual classical poets’ influence on the work of their followers. In the course of our study the motif of one-way love has been analyzed on the material of Rahlina’s cycle "Duel". The article also seeks to identify a number of similarities on the stylistic level of the artistic structure of the studied authors’ lyrical works. It was concluded that the correlation of Rahlina’s works with the creativity of Akhmatova also appears in the community of their value priorities and worldview. It is marked that the aim at the maximum sincerity, the pursuit of down-to-earth approach to realities of everyday life are equally inherent in both authors’ poetic systems.
Key words: poetry, influence, tradition, stylistic device, motif.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Ахматова А.А. Собрание сочинений: в 6 т. [Сост., подгот. текста, коммент., ст. Н.В. Королевой] / А.А. Ахматова. – М.: Эллис Лак, 1998–2005.
Т. 1: Стихотворения 1904–1941. – 1998. – 968 с.
Т. 2. Кн. 1: Стихотворения 1941–1959. – 1999. – 640 с.
Ахматова А.А. «Узнают голос мой..»: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта / А.А. Ахматова; [сост. Н.Н. Глен, Л.А. Озеров; вступ. ст. Л.А. Озерова; краткая биохроника М.Н. Баженова]. – 2-е изд., с измен. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 544 с.
Выдрина В.В. А.С. Пушкин в творческом сознании Б.Ш. Окуджавы (Романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом»): автореф. дис. на соискание науч. степени канд. филол. наук: спец. 10.01.01 «Русская литература» / В.В. Выдрина – Томск, 2010. – 31 с.
Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. – М.: Интрада, 1997. – 408 с.
Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой [Электронный ресурс] / В.М. Жирмунский. // Режим доступа : http://www.akhmatova.org/bio/vzh_07.htm.
Кихней Л.Г. К проблеме диалога в лирике Анны Ахматовой. Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество / Л.Г. Кихней, Т.С. Круглова // Крымский Ахматовский научный сборник [сост. и науч. ред. Г.М. Темненко]. Вып. 7. – Симферополь: Крымский архив, 2009. – С. 113-133.
Козлова А. Г., Галаган Я. В. Пушкинская традиция в творчестве М.Д. Рахлиной / А.Г. Козлова, Я.В. Галаган // Русская филология. Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. – Харьков, 2012. – № 4 (48). – С. 89-93.
Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем: в 3 томах / О.Э. Мандельштам. – М.: Прогресс-Плеяда, 2011. – Т.2: Проза. – 2011. – 760 с.
Полторацкая А.Ю. Поэзия И.А. Бродского и русская балладная традиция: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. филол. наук: спец. 10.01.01 «Русская литература» / А.Ю. Полторацкая. – М., 2006. – 24 с.
Приймачок О. Средства повторной номинации в лирике Анны Ахматовой / О. Приймачок // Типологія та функції мовних одиниць: наук. журн. Східноєвроп. нац. ун-ту ім. Лесі Українки. – Луцьк. – 2014. − № 1. – С. 240-250.
Рахлина М.Д. Другу в поколенье / М.Д. Рахлина. – М.: Весть-ВИМО, 1994. – 111 с.
Рахлина М.Д. Маятник / М.Д. Рахлина. – Х.: Прапор, 1968. – 75 c.
Рахлина М.Д. Надежда сильнее меня / М.Д. Рахлина. – Х.: Прометей, 1990. – 135 c.
Рахлина М.Д. Октябрь, на июль похожий: [Поэзия] / М.Д. Рахлина. – Х.: Фолио, 2000. – 128 с.
Рахлина М.Д. Потерявшиеся стихи / М.Д. Рахлина. – Х.: Фолио, 1996. – 177 с.
Рахлина М.Д. Прозрачные слова / М.Д. Рахлина. – Х.: Права людини, 2008. – 124 с.
Рахлина М.Д. Что было – видали… / М.Д. Рахлина. – Х.: Права людини, 2006. – 124 с.
Скворцов А.Э. Рецепция и трансформация поэтической традиции в творчестве О. Чухонцева, А. Цветкова и С. Гандлевского: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. филол. наук: спец. 10.01.01 «Русская литература» / А.Э. Скворцов. – Казань, 2011. – 30 с.
Чаплыгина Т.Л. Лирика Арсения Тарковского в контексте поэзии Серебряного века: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. филол. наук: спец. 10.01.01 «Русская литература» / Т.Л. Чаплыгина. – Иваново, 2007. – 16 с.
Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа / Б.М. Эйхенбаум // О поэзии. – Л.: Советский писатель, 1969. – С. 75-148.
Якубович Д.П. Иностранные влияния и заимствования у Пушкина [Электронный ресурс] / Д.П. Якубович. – Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/pushkin/put-abc/put/put-1548.htm.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.