К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ»

М. Ф. Гетманец, И. О. Гетманец

Анотація


Стаття присвячена особливостям жанру «Педагогічної поеми» – одній з важливих теоретичних проблем творчості А.С. Макаренка і російської літератури ХХ-го століття, про що свідчать дискусії літературознавців, які тривають і в наш час. Назву твору «поема» викликали, з одного боку, асоціації з творчістю Гоголя, а з іншого, протипоставлення йому і зближення з жанром роману. Спираючись на праці М.М. Бахтіна, більшість макаренкознавців відносить твір до жанру «роману виховання». Розглядаючи «Педагогічну поему» в контексті російської літератури 20-х років минулого століття, автори вважають її соціально-психологічним романом, відзначаючи, що головним фактором жанрового визначення для Макаренка був домінуючий на той час жанр «поеми в прозі». Своєрідність «Педагогічної поеми» як роману полягає в тому,  що в ній присутні ознаки автобіографічної повісті, мемуарів, «поеми в прозі», нарису, памфлету та деяких інших жанрів. Домінуюче в ній романне начало дозволило автору відтворити на широкому соціальному фоні реалістичну картину життя колонії ім. Горького, простежити долі персонажів і висловити свої погляди на виховання людини – тобто вирішити поставлене письменником досить складне завдання.

Ключові слова: жанр, поема, поема в прозі, роман виховання, соціально-психологічний роман.

Статья посвящена своеобразию жанра «Педагогической поэмы» – одной из важных теоретических проблем творчества А.С. Макаренко и русской литературы ХХ-го века, о чём свидетельствуют дискуссии исследователей, продолжающиеся до нашего  времени. Название произведения «поэма» вызвали, с оной стороны, ассоциации с творчеством Гоголя, а с другой, противопоставление ему и сближение с жанром романа. Опираясь на труды М.М. Бахтина, большинство макаренковедов относит произведение к жанру «романа воспитания». Рассматривая «Педагогическую  поэму» в контексте русской литературы  20-х годов прошлого века, авторы считают её социально-психологическим романом, указывая на то, что главным фактором жанрового определения произведения был для Макаренко доминировавший в то время    жанр «поэмы в прозе». Своеобразие «Педагогической поэмы» как романа состоит в том, что в ней ощутимы признаки автобиографической повести, мемуаров, «поэмы в прозе», очерка, памфлета и некоторых других жанров. Доминирующее в ней романное начало позволило автору воссоздать на широком социальном фоне  реалистическую картину жизни колонии им. Горького,  проследить судьбы персонажей и выразить свои взгляды на воспитание человека, – то есть решить поставленную писателем весьма сложную задачу.

Ключевые слова: жанр, поэма, поэма в прозе, роман воспитания, социально-психологический роман.

 The article is dedicated to the originality of the genre of “The Pedagogical Poem” – one of the important theoretical problems of literary works of 

A.S. Makarenko and Russian literature of the twentieth century, according to discussions of the researchers, that have continued up to the present time. The title of the literary work “poem” caused on the one hand, associations with the works of Gogol, and on the other, the opposition to him and the rapprochement with the genre of the novel. Based on the works of M.M. Bakhtin, the majority of Makarenko-researchers refer the literary work to the genre “novel of education”. Considering the “The Pedagogical Poem” in the broad context of Russian literature of the twenties of the previous century, the authors prove that for Makarenko the main factor in determination of genre was dominant at that time, the genre of “poem in prose”. The originality of “The Pedagogical Poem” as a novel is in its tangible signs of the autobiographical novel, memoir, “poem in prose”, essay, pamphlet and some other genres. Dominant novel basis allowed the author to recreate realistic picture of life inGorky colony, to trace the future of the characters and to express his opinion about upbringing of a person against broad social background. In other words to solve rather difficult task set by the writer.

Keywords: genre, poem, poem in prose, novel, education, socio-psychological novel.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Балабанович Е.З. Макаренко: человек и писатель / Е.З. Балабанович. – М.: Московский рабочий, 1963. – 472 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1986. – 2-е изд. – 444 с.

Гетманец М.Ф. А.С. Макаренко и концепция нового человека в советской литературе 20-30-х годов / М.Ф. Гетманец. – Харьков: Изд-во: Вища школа, 1978. – 248 с.

История русского советского романа. – М.-Л.: Наука, 1965. – Кн. 1. – 715 с.

Кожинов В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. – М.: «Сов. писатель», 1963. – 439 с.

Костелянец Б.О. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко / Б.О. Костелянец. – М.-Л.: Изд-во: Худож. лит., 1963. – 134 с.

Костелянец Б.О. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко. Издание второе, дополненное / Б.О. Костелянец. – Л.: Изд-во: Худож. лит., 1977. – 112 с.

Лейдерман Н.Л. Теория жанра / Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург: УГПУ, 2010. – 900 с.

Макаренко А.С. ФД-1 / А.С. Макаренко // Педагогические сочинения: в 8 томах. – Т.2. – М.: Педагогика, 1983. – С. 103-214.

Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей / А.С. Макаренко // Педагогические сочинения: в 8 томах. – Т.7. – М.: Педагогика, 1986. – С. 26-50.

Макаренко А.С. Из письма Г.С. Салько / А.С. Макаренко / Педагогические сочинения: в 8 томах. – Т. 8. – М.: Педагогика, 1986. – С. 32-33.

Чапала Ю. Сочинение на несвободную тему / Ю. Чапала. – Х., 2003.– 446 с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.