ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ Л. ЛУНЦА «ОБЕЗЬЯНЫ ИДУТ!»

М. О. Алсултан

Анотація


Стаття М.О. Алсултан присвячена розгляду жанрової своєрідності п’єси Л. Лунца «Мавпи йдуть!» як метадрами, про що свідчать розглянуті особливості п’єси – епізодичність, різножанровість (балаганна п’єса, комедія дель-арте, соціально-психологічна, агітаційна і філософська драма), прийом «театр в театрі». П’єса «Мавпи йдуть!» включає в себе два сюжети – документальний, який грунтується на історичному факті, і метатекстовий, що розповідає про театральний спектакль. На думку автора статті п’єса цілісна, кожен епізод має несподіваний початок, залучаючи появу нових дійових осіб, і тим самим дисонує з тим, що відбувається.

Таким чином, М.О. Алсултан робить висновок про те, що в цій п’єсі Л. Лунцу вдалося переплести соціально-побутову, філософську, агітаційну, символічну сторони п’єси з балаганом, клоунадою, буфонадою. Все це допомогло драматургу відобразити конкретну історичну подію і людину в переломні моменти соціальних перипетій, показати колізії особистості на шляху вибору як цивільного, так і морально-духовного.

Ключові слова: метадрама, жанр, комедія дель-арте, балаганна п’єса, агітаційна п’єса.

Статья М.О. Алсултан посвящена рассмотрению жанрового своеобразия пьесы Л. Лунца «Обезьяны идут!» как метадрамы, о чем свидетельствуют рассмотренные особенности пьесы – эпизодичность, разножанровость (балаганная пьеса, комедия дель-арте, социально-психологическая, агитационная и философская драма), прием «театр в театре». Пьеса «Обезьяны идут!» включает в себя два сюжета – документальный, который  основывается на  историческом факте, и метатекстовый, повествующий о театральном спектакле. По мнению автора статьи пьеса целостна, каждый эпизод имеет неожиданное начало, привлекая появление новых действующих лиц, и тем самым диссонирует с происходящим.

Таким образом, М.О. Алсултан делает вывод о том, что в данной пьесе Л. Лунцу удалось переплести социально-бытовую, философскую, агитационную, символическую стороны пьесы с балаганом, клоунадой, буффонадой. Все это помогло драматургу отразить конкретное историческое событие и человека в переломные моменты социальных перипетий, показать коллизии личности на пути выбора как гражданского, так и морально-духовного.

Ключевые слова: метадрама, жанр, комедия дель-арте, балаганная пьеса, агитационная пьеса.

The article by M.O. Alsultan is devoted to the consideration of the genre pecularity of the play by  L. Lunz «Monkeys are coming!» as  a metadrama, which is shown by such features of the play as episodic nature, genre diversity (farce play, commedia dell'arte, socio-psychological, philosophical drama and propaganda play), the technique « a theater in a theater». The play «Monkeys are coming!» includes two plots:  documentary, which is based on a historical fact, and metatextual that tells about a theatrical performance. According to the author of the article the play is indivisible, each episode has a sudden onset, involving the emergence of new actors and thus producing dissonant with what is happening.

M.O. Alsultan concludes that in this play Lunts managed to interweave social, philosophy, propaganda, symbolic facets of the play with buffoonery, clowning. All this helped the playwright reflect specific historical event and the person in the crucial moments of social upheavals, show personality conflicts in the way of choice of civil along with moral and spiritual.

Key words: metadrama, genre, commedia dell'arte, farce play, propaganda play.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 575.

Купченко Т.А. Условная драма 1920-1950-х годов: Л. Лунц, В. Маяковский, Е. Шварц: дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук.: 10.01.01 «Русская литература»/ Т.А. Купченко. – Москва, 2005. – 145 с.

Лунц Л. «Обезьяны идут!»: Собрание произведений / Л. Лунц; [Сост., подг. текстов, коммент., указ., посл. Е. Лемминга; вст. ст. В. Шубинского]. – СПб.: ООО Инапресс, 2003. – 752 с.

Пави П. Словарь театра / П. Пави. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.

Соколова В.Е. Игровые концепции в драматургии эпохи модернизма. Метадрама: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения: 17.00.09 «Теория и история искусства» / В.Е. Соколова. – СПб, 2009. – 21 с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.