ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ ОБРАЗОВ ВЗРОСЛЫХ В СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕСАХ НА «ДЕТСКУЮ ТЕМУ» (О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ)
Анотація
Представлена стаття присвячена аналізу образів дорослих у сучасних п'єсах на «дитячу тему». Російська драматургія кінця 20 – початку 21 століть – явище суперечливе. У тематичному розмаїтті цього періоду особливе місце займає тема дитинства. П'єси, присвячені дітям і підліткам, їх інтересам, взаємовідносинам з однолітками, розкривають також їх відносини з дорослими.
На матеріалі п'єс про дітей і підлітків кордону 20–21 століть у статті проводиться зіставлення образів чоловіків і жінок, робиться спроба виявити найбільш типові риси образів чоловіків і жінок у декількох аспектах. Для жіночих персонажів це – питання пошуку себе, стосунки з чоловіком (у сім'ї і за її рамками), спілкування (відсутність спілкування) з дітьми. При аналізі чоловічих персонажів акцент робиться також на трьох сторонах життя , які лише частково збігаються з аспектами, в яких найбільш проявлені жіночі персонажі, а саме на роботі, любові та сім'ї.
Образи чоловіків і жінок в рівній мірі не піддаються будь-якій класифікації. Єдина риса, що стала характерною для більшості образів дорослих в сучасній драматургії, присвяченій темі дитинства , – бездіяльність.
Ключові слова: бездіяльність, самореалізація, рутинна трагедія.
Представленная статья посвящена анализу образов взрослых в современных пьесах на «детскую тему». Русская драматургия конца 20 – начала 21 веков – явление противоречивое, вызывающее много споров. В тематическом разнообразии этого периода особое место занимает тема детства. Пьесы, посвященные детям и подросткам, их интересам, взаимоотношениям со сверстниками, раскрывают также их отношения с взрослыми.
На материале пьес о детях и подростках рубежа 20–21 веков в статье проводится сопоставление образов мужчин и женщин, делается попытка выявить наиболее типичные черты образов мужчин и женщин в нескольких аспектах. Для женских персонажей это – вопрос поиска себя, отношения с мужчиной (в семье и за ее рамками), общение (необщение) с детьми. При анализе мужских персонажей акцент делается также на трех сторонах жизни, которые лишь частично совпадают с аспектами, в которых наиболее проявлены женские персонажи, а именно на работе, любви и семье.
Образы мужчин и женщин в равной степени не поддаются какой-либо классификации. Единственная черта, ставшая характерной для большинства образов взрослых в современной драматургии, посвященной теме детства, – бездеятельность.
Ключевые слова: бездеятельность, самореализация, рутинная трагедия.
The presented paper analyzes images of adults in modern plays devoted to «children's theme». Russian drama of the late 20th – early 21st centuries is a contradictory phenomenon, causing a lot of controversy. In thematic diversity of this period, the theme of childhood occupies a special place. Plays dedicated to children and teenagers, their interests, relationships with their peers reveal their relationships with adults.
On the material of plays for children and teenagers of the 20th –21st centuries the article compares images of men and women, attempts to identify the most typical features of men and women images in several aspects. For the female characters these are – a question of finding themselves, relationship with a man (in the family or outside it), communication (absence of communion) with children. In the analysis of the male characters the article focuses on three aspects of life, which only partly coincide with the aspects which are significant for most female characters, namely, work, love and family.
Images of men and women equally can not be classified. The only feature that has become characteristic of most adult images in modern drama devoted to childhood is inactivity.
Keywords: inactivity, self-actualization, routine tragedy.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Арбатова М.И. Анкета для родителей / М.И. Арбатова // Визит нестарой дамы. – М.: Эксмо, 2003. – С. 257-306.
Гончарова-Грабовская С. Я. Поэтика современной русской драмы (конец ХХ – начало ХХІ века) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/242883.pdf
Дмитриевский В. Кто заказывает музыку? / В. Дмитриевский // Театр. – 1989. – № 3. – С. 63-65.
Драгунская К. Трепетные истории / К. Драгунская // Современная драматургия. – 1998. – № 1. – С. 51-62.
Злобина А. Драма драматургии. В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/3/zlobin.html
Исаева Е. Про мою маму и про меня / Е. Исаева // Современная драматургия. – 2003. – № 3. – С. 25-48.
Исаева Е. Третьеклассник Алеша / Е. Исаева // Современная драматургия. – 2002. – № 3. – С. 67-80.
Слаповский А. Клинч [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slapovsky.ru/content/view/25/43/
Хмельницкий Ю. О чем грустит и плачет «Таня-Таня». Еще один спектакль Петра Фоменко на сцене «СамАрта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.63media.ru/press/13.09.1999/44727/
Цунский И. Заколдованное пространство / И. Цунский // Современная драматургия. – 1997. – № 1. – С. 196-203.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.