ХУДОЖНІЙ ЧАС І ПРОСТІР У РОМАНІСТИЦІ ПАНАСА МИРНОГО

К. Р. Хачатурян

Анотація


Стаття присвячена проблемі художнього часу й простору у творчості Панаса Мирного. Докладне вивчення цих питань дозволяє описати й належно зінтерпретувати не лише важливі особливості архітектоніки романів Панаса Мирного, засади характеротворення письменника, тощо, але й зрозуміти саму природу реалістичної манери письма в її українському варіанті. Саме художнє освоєння дійсності передбачає розвиток, певну модифікацію всіх елементів художньої системи, зокрема хронотопу. У другій половині ХІХ століття ця модифікація хронотопу передусім пов’язана зі зміною художнього часу. У творчості Панаса Мирного свідомо й послідовно виникає і реалізується вимога єдності трьох площин – минулого, сучасного і майбутнього – в їх взаємозумовленості, що впливає як один із факторів на цілісність художнього світу твору. Хронотоп романів Панаса Мирного відповідає загальній орієнтації літератури цього періоду на створення типових картин дійсності, типових характерів у типових обставинах. Творчість Панаса Мирного – це ціла епоха в історії української літератури. Романна спадщина письменника дозволяє нам простежити факти, явища та процеси того часу. Час разом із простором дозволяють нам «впорядкувати» навколишню дійсність, яка стає тим, чим вона дійсно є.

Ключові слова: хронотоп, часопростір, ретроспекція, художній час, художній простір.

Статья посвящена проблеме художественного времени и пространства в творчестве Панаса Мирного. Подробное изучение этих вопросов позволяет описать и надлежащим образом интерпретировать не только важные особенности архитектоники романов Панаса Мирного, основы характеров писателя, и тому подобное, но и понять саму природу реалистической манеры письма в ее украинском варианте. Именно художественное освоение действительности предполагает развитие, определенную модификацию всех элементов художественной системы, в частности хронотопа. Во второй половине XIX века эта модификация хронотопа прежде всего связана с изменением художественного времени. В творчестве Панаса Мирного сознательно и последовательно возникает и реализуется требование единства трех плоскостей – прошлого, настоящего и будущего – в их взаимообусловленности, что влияет как один из факторов на целостность художественного мира произведения. Хронотоп романов Панаса Мирного соответствует общей ориентации литературы этого периода на создание типичных картин действительности, типичных характеров в типичных обстоятельствах. Творчество Панаса Мирного – это целая эпоха в истории украинской литературы. Романное наследие писателя позволяет нам проследить факты, явления и процессы того времени. Время вместе с пространством позволяют нам «упорядочить» окружающую действительность, которая становится тем, чем она действительно является.

Ключевые слова: хронотоп, временное пространство, ретроспектива, художественное время, художественное пространство.

The article is devoted to a problem of artistic time continuum and space in Panas Mirnyi’s works. Detailed studying of these questions allows to describe and to interpret properly not only important features of novels` tectonics, a basis of characters of the writer, and so forth, but also to understand the nature of a writing realistic manner in Ukrainian option. It is artistic development of reality that assumes development, a certain modifi cation of all elements of artistic system, in particular chronotope. In the second half of the 19th century this modifi cation of chronotope fi rst of all is connected with change of artistic time in Panas Mirnyi’s works appears and realizes consciously and logically the requirement of unity of three planes – past, present and future – in their interconditionality that infl uences as one of factors on the integrity of the artistic world of the work. The chronotope of Panas Mirnyi`s novels corresponds to the general orientation of literature of this period, to creation of typical pictures of reality, typical characters in typical circumstances. Panas Mirnyi’s work is an  era in the history of the Ukrainian literature. The novelistic heritage of the writer allows us to track the facts, the phenomena and processes of that time. Time together with space allow us “to order” surrounding reality which becomes what it really is.

Key words: chronotope, temporial space, retrospective time, artistic time continuum, artistic space.


Повний текст:

PDF

Посилання


Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки исторической поэтики. Вопросы литературы и эстетики. Москва: Художественная литература, 1975. – С. 234–407.

Кандрашкина О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения. Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. № 2 (5). С. 217–1221.

Панас Мирний (П. Я. Рудченко). Зібрання творів: У 7 т. Київ, 1968. Т.2. 1971.

Солоха А. Проблема положения героя в творчестве Панаса Мирного 70-х гг. XIX ст. Автореф. дис. канд. филол. наук. Днепропетровск, 1956. 36 с.

Чернухина И. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1984. 114 с.

Чорна М. Проблема жанрової специфіки новели «Серед степів» Панаса Мирного. Рідний край. 2002. № 2 (7). С. 89–98.

Kahn M. From Shylock to Billy Budd: the literary «Headline Trial». Saint Louis University Law Journal. 2011. Vol. 55. P. 1329–1346.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.843918

Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.