СИНЕСТЕЗИЯ КАК ОСОБЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ЮРГИСА БАЛТРУШАЙТИСА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ СИМВОЛИСТСКОЙ ПОЭЗИИ
Анотація
У статті розглядаються особливості використання синестетичної метафори у поетичному світі Юргіса Балтрушайтіса. Показано, що концепція мови, що обрали символісти мала за мету відновити її дійсне «магічне призначення». У мистецтві початку XX сторіччя поетичне слово мало об`єднати реальність та мрію. Поети-символісти багато уваги приділяли фонетичній організації віршу та засобам художньої виразності. Одним зі стилістичних засобів, поширених у символістській поезії, була синестетична метафора, яка будувалася на поєднанні різних відчуттів. Встановлено, що усі художні засоби у творчості Ю. Балтрушайтиса мають за мету повною мірою розкрити ліричний сюжет віршу. Розглянуто особливості використання синестетичної метафори у ранній поезії Ю. Балтрушайтіса та у творах, що належать до більш зрілого періоду творчості. Проаналізовано структуру, функції та моделі побудови синестетичної метафори у творах Ю. Балтрушайтіса та інших поетів-символістів. Встановлено, що модель слух – зір є найбільш поширеною у художньому світі поета. Синестетична метафора є композиційним центром багатьох ранніх віршів Ю. Балтрушайтіса, присвячених проблемі трагічності земного буття. Поет використовує метафори для позначення емоційного стану ліричного герою. Сінестезія поєднує слова між собою та сприяє їх образному наповненню. Більш складні моделі метафори є типовими для віршів Ю. Балтрушайтіса, що належать до пізнього періоду творчості поета. Усі види синестетичної метафори, що використовує поет беруть участь у формуванні головного ліричного настрою його віршів.
Ключові слова: синестезія, синестетична метафора, лірика, символ, художній світ.
В статье рассматриваются особенности использования синестетической метафоры в поэтическом мире Юргиса Балтрушайтиса. Показано, что концепция поэтического языка, предложенная символистами, имела целью восстановить его истинное «магическое предназначение». В искусстве начала XX века слово должно было соединить реальность и мечту. Поэты-символисты особое внимание уделяли фонетической организации стиха и средствам художественной выразительности. Одним из стилистических приемов, распространенных в символистской поэзии, была синестетическая метафора, основанная на соединении разных ощущений. Установлено, что все художественные средства в творчестве Ю. Балтрушайтиса были неизменно подчинены задаче наиболее полного раскрытия лирического сюжета стихотворения. Рассмотрены особенности использования синестетической метафоры в ранней поэзии Ю. Балтрушайтиса и в стихотворениях, принадлежащих к более позднему периоду творчества. Проанализированы структура, функции и модели построения синестетической метафоры в поэзии Ю. Балтрушайтиса и стихотворениях других поэтов-символистов. Установлено, что модель слух – зрение является наиболее частотной в художественном мире поэта. В стихотворениях Ю. Балтрушайтиса, посвященных проблеме трагедийности земного бытия, синестетическая метафора является композиционным центром. Поэт использует метафору для обозначения эмоционального состояния лирического героя. Синестезия объединяет слова и способствует их образному наполнению. Более сложные модели характерны для более позднего периода творчества Ю. Балтрушайтиса. Все виды синестетической метафоры, которые использует поэт, участвуют в формировании основного лирического настроения его стихотворений.
Ключевые слова: синестезия, синестетическая метафора, лирика, символ, художественный мир.
The specific use of synesthetic metaphor in Yurgis Baltrushaitis’ poetic world is taken into consideration in the article. It is shown that the symbolists’ language concept was aimed at restoring its “magic function”. In the art of the XX century the word was to unite reality and dream. Symbolists paid special attention to phonetic organization and expressive means of the language. Synesthetic metaphor, based upon combining several senses, was one of the widely spread expressive means in symbolists’ poetry. It is proved that all the expressive means in Yurgis Baltrushaitis’ poetry were used to reveal the lyrical plot of a verse in the most detailed way. The peculiarities of synesthetic metaphors use are analyzed in early poet’s verses and in his later works. The structure, functions and patterns synesthetic metaphors are built by are taken into consideration in Yurgis Baltrushaitis’ poems and in creative works of other symbolists. It is shown that pattern hearing – sight is the most typical in Yurgis Baltrushaitis’ poetry. In Yurgis Baltrushaitis’ poems devoted to the problem of tragic character of man’s earth being synesthetic metaphor is the composite center. The poet uses metaphor to describe lyrical character’s emotional state. Synesthesia unites words and contributes to their fi gurative fi lling. More complicated patterns of synesthetic metaphors are characteristic of later Yurgis Baltrushaitis’ poems. All the patterns of synesthetic metaphors are used to form the main lyrical mood of his poems.
Key words: synesthesia, synesthetic metaphor, lyrics, symbol, poetic world.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Балтрушайтис Ю. Дерево в огне. Вильнюс: Vaga, 1983. 319 с.
Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи. Москва: Худ. лит., 1980. 742 с.
Блок А. Собрание сочинений в 8 томах. Т.1. Москва, Ленинград: Гос. изд-во худ. лит., 1960. 715 с.
Брюсов В. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1. Москва: Худ. лит., 1973. 672 с.
Гиппиус З. Н. Сочинения: Стихотворения; Проза. Ленинград: Худож. лит., 1991. 672 с.
Дауетите В. Юргис Балтрушайтис. Вильнюс: Vaga, 1983. 326 с.
Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Ленинград: Советский писатель, 1978. 560 с.
Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. Москва: Наука, 1986. 252 с.
Соколова Н.К. Слово в русской лирике XX века. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1980. 159 с.
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве. Москва: Наука, 1985. 332 с.
Степанян Т.Р. «Воздушной арфы легкий звон». Русская речь. 1986. №1. С.56––61.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.843924
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.