ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ЮРГИСА БАЛТРУШАЙТИСА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ СИМВОЛИСТСКОЙ ПОЭЗИИ
Анотація
У статті розглядається специфіка створення та розвитку образів природи, які супроводжують ліричного героя поетичного світу Юргіса Балтрушайтіса на шляху до вершин духовного буття. Встановлено, що у ранніх творах поета звучить думка про можливість гармонійного існування природи та людини та необхідність духовного зв’язку між ними. У творах, що відносяться до більш пізнього періоду творчості, образи природи пов’язані з темою життя та смерті. Світ природи сприймається далеким та ворожим. Показано, що образи природи поет використовує для підтвердження та перевірки своїх власних думок. Доведено, що особливе місце у поетиці Балтрушайтіса посідає образ дерева, символ зростання та розвитку. Цей образ у художньому віті поета пов'язаний з мотивом руху та темою людини-творця. Образ дерева у поетиці Балтрушайтіа набуває психологічних характеристик та стає символом відродження та оновлення. Показано, що образ дерева у віршах поета об’єднує небо та землю та символізує життя людини взагалі. У творах Балтрушайтіса, які належать до більш пізнього періоду творчості, образ дерева асоціюється з ідеєю творчого служіння людям. Доведено, що у художньому світі поезії Балтрушайтіса надається перевага образам суворої північної природи. Саме безкраї північні простори надихали поета та сприяли його духовним пошукам.
Ключові слова: лірика, образи природи, символ, художній світ.
В статье рассматриваются особенности построения и развития образов природы, которые сопровождают лирического героя поэтического мира Юргиса Балтрушайтиса на пути к вершинам духовного бытия. Установлено, что в ранних стихотворениях поэта звучит мысль о возможности гармоничного существования природы и человека и необходимости духовной cвязи между ними. В стихотворениях, которые относятся к более позднему периоду творчества, образы природы связаны темой жизни и смерти. Мир природы воспринимается далеким и враждебным. Показано, что образы природы поэт использует для подтверждения и проверки своих собственных суждений. Установлено, что особое место в поэтике Балтрушайтиса занимает образ дерева, символ рота и развития. Этот образ в художественном мире поэта связан мотивом движения и темой человека-творца. Образ дерева в поэтике Балтрушайтиса, наделенный психологическими чертами, становится символом возрождения и обновления. Показано, что образ дерева в стихотворениях поэта объединяет небо и землю и символизирует человеческую жизнь вообще. В стихотворениях Балтрушайтиса, принадлежащих к более позднему периоду творчества, образ дерева ассоциируется идеей творческого служения людям. Установлено, что в художественном мире поэзии Балтрушайтиса отдается предпочтение образам суровой северной природы. Именно бескрайние северные просторы вдохновляли поэта и способствовали его духовным исканиям.
Ключевые слова: лирика, образы природы, символ, художественный мир.
The peculiarities of creating and developing nature images, which accompany a lyric character on his way to the spiritual summits in Yurgis Baltrushaitis` poetic world are taken into consideration in the article. It is shown that the idea of possible harmonic coexistence of man and nature and necessity of their spiritual connection can be heard in early poems. In the poems that belong to later periods of Baltrushaitis` creative activity nature images are often connected with the concept of life and death. The world of nature seems distant and hostile. It is shown that the poet uses images of nature to confirm and heck his own statements. It is proved that the image of a tree is considered to be the symbol of growth and development and occupies a specific place in Baltrushaitis` poetic world. This image in Baltrushaitis` poetics is connected with the motive of movement and the concept of man-creator. The image of a tree in Baltrushaitis` poetics acquires psychological characteristics and becomes the symbol revival and innovation. It is shown that the image of a tree in his poems unites the haven and the earth and symbolizes human life in general. In the poems that belong to later periods of Baltrushaitis` creative activity, the image of a tree is associated with the idea of creative duty. It is proved that in Baltrushaitis` poetic world the images of severe north nature are more preferable. The vast north spaces inspired the poet and encouraged him for spiritual search.
Key words: images of nature, lyrics, symbol, poetic world.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Балтрушайтис Ю. Дерево в огне. Вильнюс: Vaga, 1983. 319 с.
Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи. Москва: Худ.лит., 1980. 742 с.
Белый А.А. Стихотворения. Москва: Книга, 1988. 575 с.
Блок А. Собрание сочинений в 8 томах. Т.1. Москва – Ленинград: Гос. изд-во худ. лит., 1960. 715 с.
Брюсов В. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1. Москва: Худ. лит., 1973. 672 с.
Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения; Проза. Ленинград: Худож. Лит., 1991. 672 с.
Дауетите В. Юргис Балтрушайтис. Вильнюс: Vaga, 1983. 326.
Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Ленинград: Советский писатель, 1978. 560 с.
Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Москва: Наука, 1976. 189 .
Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов. Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения. Рига, 1990. С.149—158.
Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Комическая символика. Санкт-Петербург. Академичекий проект, 2003. 816 с.
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…» Система пейзажных образов в русской поэзии. Москва: Высшая школа, 1990. 303 с.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1322554
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.