СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В «ВААЛЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО («ЗИМНИЕ ЗАМЕТКИ О ЛЕТНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ») И В ДРАМЕ «ВААЛ» А.Ф. ПИСЕМСКОГО

И. В. Разуменко

Анотація


Статтю присвячено проблемі кримінальних і фінансових злочинів як продукту соціальної дійсності в «Ваалі» Ф.М. Достоєвського («Зимові нотатки про літні враження») і в драмі «Ваал» О.Ф. Писемського. Мета дослідження – засвідчити соціальну дійсність в «Ваалі» Ф.М. Достоєвського («Зимові нотатки про літні враження») і в драмі «Ваал» О.Ф. Писемського. У роботі підкреслюється, що Ф.М. Достоєвський і О.Ф. Писемський художньо узагальнювали, типізували власні персонажі й події епохи. Обох письменників хвилює падіння людських ідеалів, вони обидва непокояться про «зіпсованість» людини, яка потрапляє під вплив пристрастей, прагнуть об'єктивного трактування внутрішньої сутності людини, народу, нації.Опис О.Ф. Писемським злочинів дає повне право порівнювати його з Ф.М. Достоєвським. У результаті проведеного дослідження можна стверджувати, що обидва письменника розглядали різні злочини в контексті соціальної дійсності, аналізуючи злочин як продукт пристрастей і залежностей. Проблема накопичення і користолюбства, «середовища», яка піднімається в «Ваалі» Ф.М. Достоєвського і в «Ваалі» О.Ф. Писемського, в контексті даного місця і часу, обумовлена вчинками людини. Таким чином, ми дійшли висновків, що «Ваал» Ф.М. Достоєвського в «Зимових замітках про літні враження» і однойменна драма О.Ф. Писемского «Ваал» – трагічні твори, пов'язані з великим минулим нашої культури. Їх філософсько-емоційні лейтмотиви подано в своєрідній ретроспективі, що віддзеркалює попередження наступним поколінням від здійснення трагічних помилок минулого і сьогодення, почуття страху перед ними, – і все це в органічній єдності. Таким чином, для розуміння феномену обох творів необхідно пам'ятати, що їх песимістична тональність відповідає емоційно-психологічним світовідчуттям людини другої половини XIX століття.Ключові слова: соціальна дійсність, «Ваал» Ф.М. Достоєвського, «Зимові нотатки про літні враження» Ф.М. Достоєвського, «Ваал» О.Ф. Писемського.

Статья посвящена проблеме криминальных и финансовых преступлений как продукта социальной действительности в «Ваале» Ф.М. Достоевского («Зимние заметки о летних впечатлениях») и в драме «Ваал» А.Ф. Писемского. Цель работы – показать социальную действительность в «Ваале» Ф.М. Достоевского («Зимние заметки о летних впечатлениях») и в драме «Ваал» А.Ф. Писемского. В работе подчеркивается, что Достоевский и Писемский художественно обобщали, типизировали своих персонажей и события эпохи. Обоих писателей волнует падение человеческих идеалов, они оба переживают об «испорченности» человека, который попадает под влияние страстей, стремятся к объективной трактовке внутренней сути человека, народа, нации.

Описание Писемским преступлений дает полное право сравнивать его с Достоевским. В результате исследования можно утверждать, что оба писателя рассматривали разные преступления в контексте социальной действительности, анализируя преступление как продукт страстей и одержимости. Проблема накопительства и стяжательства, «среды», поднимающаяся в «Ваале» Достоевского и в «Ваале» Писемского, в контексте данного места и времени, обусловлена поступками человека. Таким образом, приходим к выводу, что «Ваал» Ф.М. Достоевского в «Зимних заметках о летних впечатлениях» и одноименная драма А.Ф.Писемского «Ваал» – трагические произведения, связанные с великим прошлым нашей культуры. Их философско-эмоциональные лейтмотивы даны в своеобразной ретроспективе, отражающей предупреждение последующим поколениям от совершения трагических ошибок прошлого и настоящего, чувство страха перед ними, – и все это в органическом единстве. Для понимания феномена произведений необходимо помнить, что их пессимистическая тональность была в полном соответствии с эмоционально-психологическим мироощущением человека второй половины XIX века.

Ключевые слова: социальная действительность, «Ваал» Ф.М. Достоевского, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф.М. Достоевского, «Ваал» А.Ф. Писемского.

The article is devoted to the problem of criminal and financial crimes as a product of social reality in the “Vaal” by F.M. Dostoyevsky (“Winter notes about summer impressions”) and in the drama “Vaal” by A.F. Pisemsky. The aim of the article is to show the social reality in F.M. Dostoevsky’s “Vaal” (“Winter notes about summer impressions”) and in A.F. Pisemsky’s drama “Vaal”. The work emphasizes that Dostoevsky and Pisemsky generalized artistically, typified their characters and events of the era. Both writers are concerned about human ideals’ fall, both worry about the person’s “depravity” who is influenced with passions, the writers strive for the objective interpretation of person’s inner essence, the people, the nation.

Pisemsky’s crime description gives the possibility to compare him with Dostoevsky. As a research result we can underline that both writers considered various crimes in the context of social reality, analyzing a crime as a product of passions and obsessions. The problem of accumulation and money-grubbing, the “environment” considering in F.M. Dostoevsky’s “Vaal” and in A.F. Pisemsky’s “Vaal”, in the context of the place and time, is conditioned by person’s actions. As a conclusion we can say that F.M. Dostoevsky’s “Vaal” in “Winter notes about summer impressions” and in A.F. Pisemsky’s “Vaal” are tragic works connected the past of out culture. Their philosophical and emotional leitmotifs of both writers are shown in a peculiar retrospective reflecting warning to subsequent generations of committing the tragic mistakes of the past and the present, as well as the sense of fear before them, and everything is in organic unity. To understand the phenomenon of two works, it is necessary to mind that their pessimistic tonality corresponds to the emotional and psychological worldview of a person in the second half of the XIX century.Key words: social reality, F.M. Dostoevsky’s “Vaal”, F.M. Dostoevsky’s “Winter notes about summer impressions”, A.F. Pisemsky’s “Vaal”.

Повний текст:

PDF

Посилання


Андрущенко Е. Люди думающие – пришельцы? URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/6/and14.html

Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30-ти тт. Т. 5. Ленинград: «Наука», 1973. 407 с.

Круглова Е.Н. Художественная позиция А.Ф. Писемского в литературном процессе 1840–60-х годов: автореф. дис. … канд. фил. наук. 10.01.01. Иваново, Иван.гос.ун-т., 2008. 18 с.

Писемский А.Ф. Пьесы. Москва: Искусство, 1958. 446 с.

Санд Ж. Лукреция Флориани. Мон-Ревеш. Романы. Ленинград: Худ. лит, 1976. 528 с.

Санд Ж. Собр. соч. в 9-ти тт. Т.8. Ленинград: Худ. лит, 1974. 747 с.

Скрынник Н.А. Историческая драма А.Ф. Писемского в контексте литературного процесса второй половины XIX столетия: автореф. дис. … канд. філол.наук. 10.01.02. Харьков, Харк.нац.пед.ун-т, 2015. 20 с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1490188

Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.