ТЕАТР ФИЛОСОФСКИХ ОБОБЩЕНИЙ Ф.Г. ЛОРКИ И А.П. ЧЕХОВА

Т. О. Разуменко

Анотація


Статтю присвячено проблемі взаємовпливу іспанської драматургії Ф.Г. Лорки і російської драматургії А.П. Чехова. В роботі аналізуються персонажі, сюжетні ходи і психологічні роздуми двох авторів над долями особистості в контексті своєї країни. Мета дослідження – розкрити театр філософських узагальнень Ф.Г. Лорки й А.П. Чехова. А.П. Чехов і Ф.Г. Лорка розуміли, що розвиток світу вимагає нових форм створення драматургії, обидва були об'єктивні в художньому баченні світу, прагнули досягти символічного узагальнення, торкнутися вічних філософських питань, обидва включилися в боротьбу з комерційним театром.

А.П. Чехов як драматург ґрунтувався на життєвому матеріалі, був більше стриманим у художньому прояві. На відміну від стриманості А.П. Чехова, театр Ф.Г. Лорки відрізнявся різноманіттям барв, музичних ритмів, мелодій, його драматургія невід'ємна від його поезії і трохи трагічна. У п'єсах Ф.Г. Лорки порушені теми життя, землі, природи, любові, свободи, вони перетинаються з темами смерті, нерівності, родової помсти, тривожності трагічного світу, передчуття неминучої катастрофи. Небувалою напруженістю, суперечливістю, зіткненням різних художніх тенденцій характеризується драматургія Ф.Г. Лорки цього періоду. У той же час театрам А.П. Чехова і Ф.Г. Лорки притаманне авторське ліричне начало, ніхто з героїв не демонструє пряму позицію автора.

В результаті дослідження зроблено висновок про те, що театр філософських узагальнень А.П. Чехова і Ф.Г. Лорки, – це проникнення в сокровенну глибину почуттів, свідомих, напівсвідомо і несвідомих переживань особистості, їх тонкий гумор, парадоксальне судження, тепле і оптимістичне ставлення до людей і взагалі до життя, – такі їхні театри. Обидва театри А.П. Чехова і Ф.Г. Лорки, завдяки різноманітності форм і варіантності драматичних сюжетів, показують картину радості й краси, а також трагічність їх втрати.

Ключові слова: Ф.Г. Лорка, А.П. Чехов, драматургія, театр, художній прояв.

Статья посвящена проблеме взаимовлияния испанской драматургии Ф.Г. Лорки и русской драматургии А.П. Чехова. В работе анализируются персонажи, сюжетные хода и психологические размышлений двух авторов над судьбами личности в контексте своей страны. Цель работы – раскрыть театр философских обобщений Ф.Г. Лорки и А.П. Чехова. А.П. Чехов и Ф.Г. Лорка понимали, что развитие мира требует новых форм создания драматургии, оба были объективны в художественном видении мира, стремились достигнуть символического обобщения, затронуть вечные философские вопросы, оба включились в борьбу с коммерческим театром.

Чехов как драматург основывался на жизненном материале, был сдержаннее в художественном выражении. В отличие от сдержанности Чехова, театр Лорки отличался многообразием красок, музыкальных ритмов, мелодий, его драматургия неотделима от его поэзии и немного трагична. В пьесах Ф.Г. Лорки затронуты темы жизни, земли, природы, любви, свободы, перекликаясь с темами смерти, неравенства, родовой мести, тревожности трагического мира, предчувствия неизбежной катастрофы. Небывалой напряженностью, противоречивостью, столкновением различных художественных тенденций характеризуется драматургия Лорки этого периода. В тоже время театрам Чехова и Лорки присуще авторское лирическое начало, никто из героев не демонстрирует прямую позицию автора.

В результате исследования сделан вывод о том, что театр философских обобщений А.П. Чехова и Ф.Г. Лорки, – это проникновение в сокровенную глубину чувств, сознательных, полусознательных и бессознательных переживаний личности, их тонкий юмор, парадоксальное суждения, теплое и оптимистическое отношение к людям и вообще к жизни, – таковы их театры. Оба театра Чехова и Лорки, благодаря разнообразию форм и вариантности драматических сюжетов, показывают картину радости и красоты, а также трагичность их потери.

Ключевые слова: Ф.Г. Лорка, А.П. Чехов, драматургия, театр, художественное выражение.

The article is devoted to the problem of the interference of F.G. Lorca’s Spanish drama and A.P. Chekhov’s Russian drama. The work analyzes the characters, plots and psychological reflections of both authors about individual’s destinies in the context of their countries. The purpose of the article is to analyze the theater of philosophical generalization of F.G. Lorca and A.P. Chekhov. A.P. Chekhov and F.G. Lorka understood that world development required new forms of drama creation, both they were objective in the world art vision, tried to achieve a symbolic generalization, touched the philosophical problems, and they joined the struggle with a commercial theater.Chekhov as a play righter based mostly on the life material, he was restrained in the art expression. Unlike Chekhov's restraint, Lorca's theater differed by color variety, musical rhythms, melodies, his drama was not separated from his poetry and it was a little tragic. F.G. Lorca’s plays touched the themes of life, earth, nature, love, freedom, echoing the themes of death, inequality, tribal revenge, the anxiety of the tragic world, the foreboding an inescapable catastrophe. Lorca’s dramatic art of this period is characterized by unprecedented tension, inconsistency, and the collision of various artistic tendencies. At the same time, the theaters of Chekhov and Lorca have the authors’ lyrical beginning, none of the characters demonstrated the direct authors’ position. As a result of our research we make a conclusion that Chekhov and Lorca’s theaters of  philosophical generalizations are the insights into the innermost depths of feelings, conscious, semi-conscious and unconscious personal experiences, their subtle humor, paradoxical judgments, warm and optimistic attitude to people and life in general, they are the features of their theaters. Both Chekhov and Lorca’s theaters for the variety of forms and drama stories showed a picture of joy and beauty, as well as their tragic loss.Key words: F.G. Lorka, A.P. Chekhov, drama, theater, art expression.

Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Federico Garcia Lorca. Obras completas. Madrid: Publicado por Aguilar, 4ª edicion, 1960. 1971 p.

Сухих И.Н. Книги ХХ века: русский канон. Эссе. Москва: «Независимая газета», 2001, 352 с.

Тамарли И.Г. Чехов и Лорка. К вопросу о синтетичности как типе художественного мышления. Типологические схождения и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе XIX–XX вв. Красноярск, 1987. с. 79—95.

Ciesielska-Borkowska, S. Teatr Federika Garcia Lorki. Łódź: Ossolineum, ŁTN, 1962, 63 st.

Babin, M. T. Garcia Lorca. Vida y obra. New York: Las Américas Publishing Company, 1955, 122 p.

Писемский А.Ф. Пьесы. Библиотека драматурга. Москва: «Искусство», 1958. 448 с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.