ОБРАЗЫ ЛЕСА И РАСТЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. СЕМЕНОВА

Т. В. Горячева

Анотація


Стаття є першою з низки запланованих публікацій, присвячених вивченню своєрідності образів природи та міста в творчості Л. Семенова. В статті розглядається специфіка функціонування образів рослин та лісу в творах автора. Найчастіше митець звертається до образів берези та дуба. Окрім образів дерев рослинний світ у ліриці Л. Семенова представлений образом «трави», що значно перевищує перших за вживаністю у текстах. Викликає інтерес еволюція світосприйняття письменника, яка відображається у природних образах: від містичного сприйняття природи в період захоплення символізмом до поступового проникнення народного, часто сектантського сприйняття, яке властиве другому та третьому періодам творчості письменника. Природа сприймається як наскрізна тема в творчості Л. Семенова, однак проявляється вона в неоднаковій мірі в різні періоди. У збірці віршів «Собрание стихотворений», яка побачила світ у 1905 році, образи природи є ключовими. Під час переходу до «ділової», публіцистичної літератури – другий період творчості письменника – образи природи зустрічаються рідше. Лірична поема «Тюремные песенки», яка була написана під час перебування в тюрмі, є виключенням, оскільки Л. Семенов знову звертається до образів природи.

Ключові слова: образи природи, поетика, світовідчуття, картина світу.

Данная статья является первой из планируемого ряда публикаций, посвященных изучению своеобразия образов природы и города в творчестве Л. Семенова. В статье рассматривается специфика функционирования образов растений и леса в произведениях автора. Наиболее часто художник обращается к образам березы и дуба. Помимо древесных образов растительный мир в лирике Л. Семенова представлен образом «трав», значительно превосходящим первых по частотности использования. Интерес представляет эволюция мироощущения писателя, отраженная в природных образах: от мистического восприятия природы в период увлечения символизмом к постепенному проникновению народного, часто сектантского восприятия, свойственного второму и третьему периодам творчества поэта. Природа воспринимается как сквозная тема в творчестве Л. Семенова, однако проявляется она в неодинаковой мере в разные периоды. В сборнике «Собрание стихотворений», вышедшем в свет в1905 г., образы природы являются ключевыми. Во время перехода к «деловой», публицистической литературе – второй период творчества писателя – образы природы встречаются реже. Лирическая поэма «Тюремные песенки», написанная во время тюремного заключения, является в этом плане исключением, поскольку Л. Семенов вновь обращается к природным образам.

Ключевые слова: образы природы, поэтика, мироощущение, картина мира.

 

This article is the first out of a series to be published. It represents studies of originality of images of the nature and the city in L. Semenov’s creative works. Peculiarities of functioning of these images in L. Semenov’s works are examined. The images of a birch and an oak are the most frequent in L. Semenov’s poems. The image of ‘grass’ along with images of trees makes up the world of plants and is the most frequent. The evolution of the author’s perception of the world can be discerned in the images of the nature. Transformation of his views: from mystic perception of the nature of a symbolist to gradual penetration of folk, often sectarian, perception typical to the second and the third period, are reflected in the images of the nature. Being one of the main themes, the theme of the nature is not equally frequent in L. Semenov’s works. In a book of poems «Collection of Poems», which was published in 1905, nature images can be named key-note. When the author turns to journalism in the second period of his literary career, the images of the nature become less frequent. The lyrical poem «Prison Songs», which was written during the imprisonment, is an exception since L. Semenov uses numerous nature images in it.

Keywords: images of nature, poetics, perception of the world, worldview.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк. – М.: Вече, 2006. – 528 с.

Городецкий С.М. Избранное / С.М. Городецкий [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.synnegoria.com/tsvetaeva/WIN/silverage/gorodec/misc.html

Зилонский А.Д. (Семенов-Тян-Шанский А.Д.). История одной жизни [Републикация В.С. Баевского ] // «В рассеянии сущие…»: Культурологические чтения «Русская эмиграция ХХ века» (Москва, 15–16 февраля 2005). – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006 – С. 303-373.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М.М. Маковский. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 416с.

Русская поэзия XX века: Антология русской лирики первой четверти XX века [Cост. И.С. Ежов, Е.И. Шамурин, вступ. ст. В. Полянского]. – М.: Амирус, 1991. – 684с.

Семенов Л.Д. Сихотворения. Проза / Л.Д. Семенов [Подготовка издания, примечания В.С. Баевского]. – Москва: Наука (Литературные памятники), 2007. – 578с.

Фарино Е. Введение в литературоведение: [Учебное пособие] / Е. Фарино. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639с.

Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. / А. Ханзен- Лёве. – Спб: Академический проект, 2003. – 815с.


Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.