СТИХОТВОРЕНИЯ П. АНТОКОЛЬСКОГО 1915 – 1916 ГГ. И МИСТИФИКАЦИЯ Е. ДМИТРИЕВОЙ
Анотація
У статті розглядаються шляхи учнівства П. Антокольского, який у початковий період своєї творчості підпадав під різні впливи, та зроблена спроба переосмислити існуючі сталі уявлення про його спадщину. У поезії П. Антокольского 1915-1916 рр. відчутна дія поезії Черубіни де Габріак – містифікації Є. Дмітрієвої, виконаної під керівництвом М. Волошина. Між віршуваннями двох поетів виникає зв’язок на рівні тематики та образності, що свідчить про пошуки П. Антокольским свого поетичного шляху. У його віршах експлуатуються образи інфант, лицарів, Попелюшки, коханої, битви, що нагадують твори творчої маски Є. Дмітрієвої – Черубіни де Габріак. Однак у відмінності від її поетичного світу, спеціально сконструйованого за законами містифікації, ці образи не стали визначальними для поетичної системи П. Антокольского і свідчать лише про різні, часом тупикові, шляхи учнівства молодого поета у сучасників.
Ключові слова: поезія постсимволізму, стилізація, літературна містифікація, творча маска.
В статье осмысляются пути ученичества П. Антокольского, в ранний период творчества испытывавшего различные влияния, и предпринимается попытка пересмотра устоявшихся представлений о его наследии. В стихотворениях П. Антокольского 1915–1916 гг. ощутимо воздействие поэзии Черубины де Габриак – мистификации Е. Дмитриевой, выполненной под руководством М. Волошина. Между стихотворениями двух поэтов возникает связь на уровне тематики и образности, свидетельствующая о поисках П. Антокольским своего поэтического пути. В его стихотворениях эксплуатировались образы инфанты, рыцарей, Золушки, возлюбленной, сражений, напоминающие произведения творческой маски Е. Дмитриевой – Черубины де Габриак. Однако в отличие от ее поэтического мира, специально сконструированного по законам мистификации, эти образы не стали определяющими для поэтической системы П. Антокольского и свидетельствуют лишь о разных, порой тупиковых, путях ученичества молодого поэта у современников.
Ключевые слова: поэзия постсимволизма, стилизация, литературная мистификация, творческая маска.
The article explores the paths of apprenticeship of Pavel Antokolsky in the early period of his work experiencing various infl uences. An attempt is made to revise the established ideas about his legacy. In the poems by Pavel Antokolsky (1915 –1916) it is possible to trace the infl uence of the poetry by Cherubina de Gabriak – the mystification of Elizaveta Dmitrieva, performed under the leadership of Maximilian Voloshin. These two poems of these two poets correlate at the thematic and fi gurative level, which proves the search of his poetic path by Pavel Antakolsky. In his poems he exploited the images of infanta, knights, Cinderella, beloved women, battles, reminiscent to the works by Elizaveta Dmitrieva’s creative mask – Cherubina de Gabriac. However, unlike this poetic world, specially designed according to the laws of mystifi cation, these images did not become determinative for the poetic system of Pavel Antokolsky and testify only to different, sometimes deadlock, ways of apprenticeship of the young poet from contemporaries.
Key words: poetry of post-symbolism, stylization, literary mystifi cation, creative mask.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Антокольский П.Г. Далеко это было где-то…: Стихи. Пьесы Автобиографическая повесть. Москва: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 464 с.
Васильева Е.И. (Черубина де Габриак) Исповедь. Москва: Аграф, 1999. 383 с.
Минц З.Г. К изучению периода «кризиса символизма» (1907 – 1910). Поэтика русского символизма. Санкт-Петербург: Искусство-СПб., 2004. С. 207–222.
Никитченко А.А. Поэтика Е. Васильевой в контексте русской литературы начала ХХ века: дис. … канд. филол. наук: спец. 10.01.02 Русская литература. Харьков: ХНПУ имени Г.С. Сковороды, 2010. 174 с.
Тоом Ан., Тоом А. От составителей. Антокольский П.Г. Далеко это было где-то…: Стихи. Пьесы Автобиографическая повесть. Москва: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. С. 5 –10.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1146230
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.