СВОЕОБРАЗИЕ РЕЧИ АВТОРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ Д.В. АВЕРКИЕВА
Анотація
Мета статьи – осмислити особливості мови автора в історичних п’єсах «Мамаево побоище», «Комедия о Фроле Скабееве», «Каширская старина», «Слобода Неволя», «Царевич Алексей», «Темный и Шемяка», «Княгиня Ульяна Вяземская», «Разрушенная невеста». Кожний письменник має індивідуальний стиль. Ряд чинників (участь в літературній боротьбі, симпатії і антипатії в літературному процесі та ін.) впливає на стиль письменника.
Пушкін в історії російської словесності прагнув знайти відповіді на питання, що стосуються норм мови, які становлять основу поняття «народність». Островский у своїх історичних п’єсах передає колорит епохи і мови за допомогою окремих застарілих слів, хоча мова його п’єс залишається мовою його сучасності.
Авторське мовлення в історичних п’есах Аверкієва представлене технічними й змістовними ремарками, які виконують традиційну сценографічну функцію. Технічні ремарки вказують на місце (інтер’єрні й пейзажні) та час дії, передають наміри та дії героїв, модуляції голосу, інформують про деталі (зовнішній вигляд, розташування предметів в інтер’єрі, погода тощо), репліки убік пов’язані з саморефлексією персонажа. У змістовних ремарках передається авторське розуміння психологічного стану й почуттів персонажів.
Ключові слова: авторська мова, технічні, змістовні ремарки, репліки убік, функція ремарки.
Цель статьи – осмыслить особенности речи автора в пьесах «Мамаево побоище», «Комедия о Фроле Скабееве», «Каширская старина», «Слобода Неволя», «Царевич Алексей», «Темный и Шемяка», «Княгиня Ульяна Вяземская», «Разрушенная невеста».
Каждый писатель обладает индивидуальным стилем. Ряд факторов (участие в литературной борьбе, симпатии и антипатии в литературном процессе и др.) оказывает влияние на стиль писателя.
Пушкин в истории русской словесности стремился найти ответы на вопросы, касающиеся норм языка, составляющих основу понятия «народность». Островский в своих исторических пьесах передает колорит эпохи и языка с помощью отдельных устаревших слов, хотя язык его пьес остается языком его современности.
Авторская речь в исторических пьесах Аверкиева представлена техническими и содержательными ремарками, которые выполняют традиционную сценографическую функцию. Технические ремарки указывают на место (интерьерные и пейзажные) и время действия, передают намерения и действия героев, модуляции голоса, информируют о деталях (внешний вид, расположение предметов интерьере, погода и т. д.), реплики в сторону связанные с саморефлексией персонажа. В содержательных ремарках передается авторское понимание психологического состояния и чувств персонажей.
Ключевые слова: авторская речь, технические, содержательные ремарки, реплики в сторону, функция ремарки.
The aim of the article is to consider the features of speech of author in historical plays «Mamaevo poboische», «Komediya o Frole Skabeeve»,
«Kashirskaya starina», «Sloboda Nevolya», «Tsarevich Aleksey», «Temnyiy i Shemyaka», «Knyaginya Ulyana Vyazemskaya», «Razrushennaya nevesta»
Every writer possesses individual style. A number of factors (participating in a literary fight, liking and antipathies in the literary process of and other) have influence on the style of a writer.
Pushkin in history of Russian literature aimed to find answers to questions, touching the norms of language, making basis of concept «nationality». Ostrovskyi in his historical plays conveys the colour of the epoch and the language by means of separate out-of-date words, although the language of his plays remains the language of his contemporaneity.
The speech of author in Averkiiev’s historical plays is presented by technical and content remarques that perform the traditional function. Technical remarques specify into place (interior and landscape) and time of action, convey intentions and actions of characters, modulation of voice, inform about details (original appearance, location of objects interior, weather etc.), the aside remarks are related to the self-reflection of a personage. The authorial understanding of the psychological state and feelings is passed in content remarques
Keywords: speech of author, technical, content remarques, aside remarques, function of remarque.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Аверкиев Д. В. Мамаево побоище. Летописное сказание (картины русской жизни XIV века) в стихах / Д. В. Аверкиев // Эпоха. – 1864. – № 10. – 136 с.
Аверкиев Д. В. Слобода Неволя. Бывальщина в 5-ти действиях в стихах (Памяти К. С. Аксакова) / Д. В. Аверкиев // Всемирный труд. – 1867. – № 4. – 148 с.
Аверкиев Д. В. Драмы / Д. В. Аверкиев. – Спб., 1887–1896. – Т. 1. Слобода Неволя.– Фрол Скабеев. – Каширская старина.– Темный и Шемяка. – 1887. – 635 с.
Аверкиев Д. В. Драмы / Д. В. Аверкиев. – Спб., 1887–1896. – Т. 2. Княгиня Ульяна Вяземская.– Разрушенная невеста.– Франческа Риминийская. – Царевич Алексей. – Непогрешимые. – 1896. – 507 с.
Виноградов В. В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского литера- турного языка / В. В. Виноградов. – М.;Л.: АCADEMIа, 1935. – 457 с.
Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVІІ–XІX в.: [учебное пособие для филол. ф-тов ун-тов] / В. В. Виноградов. – [3-е изд.]. – М.: Высшая школа. 1982. – 529 с.
Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 301-327.
Журавлева А. И. Русская драма эпохи А. Н. Островского: [Сборник] / [Сост., общ., ред., вступ. ст. [с. 6-42] А. И. Журавлевой]. – М.: Изд-во МГУ (Университетская б-ка), 1984. – 464 с.
Николина Н. А. Филологический анализ текста: [учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений] / Н. А. Николина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
Островский А. Н. Собрание починений: в 10 т. /А.Н. Островський / [под. общ. ред. Г. И. Владыкина]. – М.: Гослитиздат. – Т.3: Пьесы 1862- 1864. – 1959. – 446 с.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: [учеб. пособие] / Б. В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 334с.
Хализев В. Е. Ремарка / В. Е. Хализев; [под ред. А. Н. Николюкина] // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб.
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.