ПЕДАГОГ – ВЗІРЕЦЬ ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЇ ВИХОВАНОСТІ (НА МАТЕРІАЛАХ ІСТОРІЇ УКРАЇНСЬКИХ ЗАГАЛЬНООСВІТНІХ ЗАКЛАДІВ ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ ХІХ СТОЛІТТЯ)

В. В. Ворожбіт-Горбатюк, О. М. Попович

Анотація


У статті здійснено аналіз історичного досвіду ставлення до особистості педагога як взірця духовно-моральної вихованості. Дослідження спиралося на синергетичний підхід. Авторами акцентовано увагу на актуальних для сьогодення вимогах і рекомендаціях до рівня особистісного самоусвідомлення наставників, а саме: більш глибоко розуміти себе, своє призначення в родині, суспільстві, професії, Батьківщині; жити відповідно до своєї природи і призначення. Авторами наголошено на тому, що цінним для сьогодення є досвід організації виховного простору, що передбачав ретельну опору учителів гімназій на історичний досвід, узгодження навчального матеріалу із реальною дійсністю, постійна пропаганда вічних християнських цінностей, духовне проповідництво вихователів. У статті зазначено, що переважна більшість педагогів досліджуваного періоду у сфері духовно-морального виховання зберігали поетичну відгукуваність на усе добре і шляхетне, проявляли натхнення у професійній виховній діяльності, слідкували за суворим узгодженням між словом і ділом.

Ключові слова: особистість, духовність, моральність, харизма, авторитет, гуманізм, гімназія, виховання.

 

В статье проведен анализ исторического опыта видения личности педагога как образца духовно-нравственной воспитанности. Исследование опиралось на синергетический подход. Авторами акцентировано внимание на актуальных для сегодняшнего дня требованиях и рекомендациях к уровню личностного самосознания наставников, а именно: более глубоко понимать себя, свое предназначение в семье, обществе, профессии, Родине; жить в соответствии со своей природой и назначением. Авторами отмечено, что ценным для нашего времени является опыт организации воспитательного пространства, предусматривающий широкоеиспользование учителями гимназий исторического опыта, согласование учебного материала с реальной действительностью, постоянная пропаганда вечных христианских ценностей, духовное проповедование воспитателей. В статье указано, что подавляющее большинство педагогов исследуемого периода в сфере духовно нравственного воспитания сохраняли поэтический отзыв на все хорошее и благородное, проявляли вдохновение в профессиональной воспитательной деятельности, следили за строгим согласованием между словом и делом.

Ключевые слова: личность, духовность, нравственность, харизма, авторитет, гуманизм, гимназия, воспитание.

 

The historical experience of the person's vision of the teacher as an example of spiritual and moral education have been analyzed in the article by the authors. The study was based on a synergistic approach. The authors emphasize the current requirements and recommendations to the level of personal self-awareness of mentors, such as to understand themselves,deepes their appointment in the family, society, profession, the Motherland; to live according to its nature and purpose. The authors emphasize that the experience of the organization of educational space is valuable nowadays, which provided for the strong resistance of gymnasium teachers to historical experience, the harmonization of educational materials with real reality, constant propagation of the eternal kristian values, the spiritual education of educators . The article states that the vast majority of teachers of the studied period in the field of spiritual and moral education maintained a poetic response to everything good and noble, showed inspiration in the professional educational activity, followed by a strict agreement between the word and deed.

Key words: personality, spirituality, morality, charisma, authority, humanism, gymnasium, education.


Повний текст:

PDF

Посилання


ЦДІАК, м. Київ, ф. 707, оп. 87. спр. 6801 (1888), арк. 1–16, 27–31.

Высочайше утверждённые Положения а) о церковных школах ведомства православного исповедания и б) об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания. – СПб. : Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде, 1902. – С. 1-28.

Дебольский Н. Г. Обзор переводных философских сочинений, имеющих связь с вопросами педагогики [Текст]: теория нравственного возвышения / Н. Г. Дебольский // Педагогический сборник. – 1872. – № 2. – С. 238–254; № 9. – С.761–775; № 11. –С.1014–1023;№ 12. –С.1115–1123.

Щуркова Н. Е. Научить бать человеком (о специфике нравственного воспитания) / Н. Е. Щуркова – М. : Знание, 1997. – 76 с.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. – СПб. : Б. и., 1872. – Т. 2. – С. 318 ; Царствование государя императора Павла I. № 461. – СПб. : Б. и., 1915. – C. 561–568.

Церковь в царствованиеи мп. Александра III (1881–1894)// http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=503

Церковно-приходская школа. – К. : Тип. С. В. Кульженко, 1890. — Кн. 1–6.

ЦДІАК, м. Київ, ф. 707, оп. 16, стіл 1, спр. 537, 1852 – 1856.

Ф. Р. О воспитании совести в детях [Текст] : из общей педагогики Вайца // Педагогический листок. – 1879. – № 1. – С. 20–28.

Василевский В. Л. Полтавская гимназия 1808–1831 гг. (очерки по архивным данным) / В. Л. Василевский – Полтава, 1907. – 100 с.

Содержание гимназий, прогимназий и других средних учебных заведений на 1880 год. – [Б. м. и г.]. – С. 36–101.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1116024

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.