ВНЕСОК ФУНДАТОРІВ ВІТЧИЗНЯНОЇ МЕДИЧНОЇ Й ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ОСВІТИ У ДІЯЛЬНІСТЬ ХАРКІВСЬКОГО ТОВАРИСТВА ПОШИРЕННЯ В НАРОДІ ГРАМОТНОСТІ

Т. В. Лутаєва

Анотація


У статті на основі аналізу історико-педагогічних джерел проаналізовано роль науковців-медиків та природодослідників Слобожанщини імперської доби – фундаторів вітчизняної медичної й фармацевтичної освіти – в діяльності Харківського товариства поширення в народі грамотності. Доведено значущість внеску учених у вироблення організаційних засад функціонування установи, окреслення основних напрямків діяльності Товариства на ниві освіти дітей шкільного віку та освіти дорослих. Акцентовано увагу на тому, що науковці-медики та природодослідники Слобожанщини ініціювали заснування культурно-освітніх закладів (народних шкіл, бібліотек-читалень, Народного будинку, музеїв); відстоювали необхідність видавництва для народу книг українською мовою; популяризували наукові знання засобом участі в публікаціях «Народної енциклопедії», публічних лекціях, з’їзді розумних розваг; здійснювали підтримку роботи установи засобом благодійництва. Зазначено, що вченими був зроблений внесок у розробку теоретико-методологічного підґрунтя педології як універсальної науки про дитину, проведена значна експериментальна, практична робота, пов’язана з вивченням особистості дитини в літніх дитячих колоніях на базі товариства.

 

Ключові слова: фундатори вітчизняної медичної й фармацевтичної освіти, Харківський університет, Харківське товариство поширення в народі грамотності, Народний будинок, народна освіта, учений.

 

 

В статье на основе анализа историко-педагогических источников проанализирована роль ученых-медиков и естествоиспытателей Слобожанщины имперской эпохи – основателей отечественного медицинского и фармацевтического образования – в деятельность Харьковского общества распространения в народе грамотности. Доказана значимость вклада ученых в выработку организационных основ функционирования учреждения, определение основных направлений деятельности Общества на поприще образования детей школьного возраста и образования взрослых. Акцентировано внимание на том, что ученые-медики и естествоиспытатели Слобожанщины инициировали основание культурно-образовательных учреждений (народных школ, библиотек читален, Народного дома, музеев) отстаивали необходимость издательства для народа книг на украинском языке; популяризировали научные знания средством участия в публикациях «Народной энциклопедии», публичных лекциях, съезде разумных развлечений; осуществляли поддержку работы учреждения посредством благотворительности. Отмечено, что учеными был сделан вклад в разработку теоретико-методологической основы педологии как универсальной науки о ребенке, проведена значительная экспериментальная, практическая работа, связанная с изучением личности ребенка в летних детских колониях общества. Ключевые слова: основатели отечественного медицинского и фармацевтического образования, Харьковский университет, Харьковское общество распространения в народе грамотности, Народный дом, народное образование, ученый.

 

 

In the article it was investigated the role of Slobozhanshchina scientists of Imperial era – the founders of the national Medical and Pharmaceutical Education – in Kharkiv Society of Spread of Literacy among People. To implement the task we used general scientific, biographical, chronological research methods. The study was carried out by analyzing historical and educational sources. The author emphasized the role of most active scientists who took part in the organization and implementation of the different activities of the Kharkiv Society of Spread of Literacy among People (M. Beketov, V. Danilevskiy, P. Stepanov, V. Favre, V. Arnoldi and others). It was proved that the contribution of scientists to developing of Society organizational rules, outlining its main activities in the field of children education and adult education was important. It was noted that the scholars activities in guiding the work of the Society can be described as innovative. The author determined the contribution of Slobozhanshchina scientists to the establishment of Society cultural and educational institutions (public schools, libraries, reading rooms, the People's House, museums). It was noted that Slobozhanshchina scientists advocated the necessity of publishing books in Ukrainian; made popularization of scientific knowledge by publications of «People's Encyclopedia», public lectures, Congress of intelligent entertainment. It was proved that Slobozhanshchina scientists supported the work of Society through charity. It was noted that Slobozhanshchina scientists had made contributions to the development of theoretical and methodological foundations of Pedology as a universal science of child. It was accented attention that the Kharkiv medical scientists worked in the Health committee and Commission of summer colonies. It was proved that in the publications of Slobozhanshchina medical scientists were outlined important results of their research work in summer children’s colonies of Society. Further research is required in the field of investigation of the role of the founders of Medical and Pharmaceutical Education in the organization of women education.

 

Key words: founders of Medical and Pharmacatical education, Kharkiv University, Kharkiv Society of Spread of Literacy among People, People’s House, public education, scientist

Повний текст:

PDF

Посилання


Багалей, Д. И. История г. Харькова за 250 лет существования (1655-1905). Историческая монография. В 2 т. Т. 2 (ХІХ – нач. ХХ). Репринтное издание / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. – Х. : Харьковская книжная фабрика им. М. В. Фрунзе, 1993. – 976 с.

В гостях у японцев // Южный край. – 1901. – 12 мая.

Данилевский, В. Я. Разумные развлечения и научное их обоснование / В. Я. Данилевский // Труды созванного Харьковским Обществом грамотности 7-12 июня 1915 г. в г. Харькове Съезда по вопросам организации разумных развлечений для населения Харьковской губернии, Х. : Тип. М. Х. Сергеева, 1915. В 2 т. – Т. 2. – С. 309-318.

Державний архів Харківської області (ДАХО), ф. 3. оп. 283, спр. 140, 371 арк.

ДАХО, ф 3, оп 283, спр. 211, 42 арк

ДАХО, ф 29, оп 1, спр. 277, 75 арк.

ДАХО, ф. 200, оп 1, спр. 260, 30 арк.

ДАХО, ф. 200, оп 1, спр. 396, 15 арк.

ДАХО Ф 200, оп.1, спр. 286, 54 арк.

Десятилетие Народного дома Харьковского общества грамотности 1903-1913 / Харьковское Общество грамотности. Народный дом . – Х. : Типография М. Х. Сергеева; Типо-литография Гальченка, 1913. – 72 с.

Заседание комиссии Общества грамотности по устройству школьных летних колоний // Южный край. – 1903. − 23 октября.

Заседание членов Общества распространения в народе грамотности // Южный край. – 1901. – 30 апреля.

Исторический обзор деятельности Харьковского общества распространения в народе грамотности. 1869-1909. – М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911. – 264 с.

Коломієць, Т. В. Культура Харкова на зламі століть (кінець ХІХ – початок ХХ ст.) / Т. В. Коломієць, О. Н. Ярмиш. – Х. : Нац. ун-т внутрішніх справ, 2003. – 256 с.

Коломієць, Т. В. Харківське товариство поширення в народі грамотності (1869-1920 рр.) / Т. В. Коломієць. – Х. : Консум, 1998. – 192 с.

Лупаренко, С. Є. Позашкільна освітньо-виховна діяльність Харківського товариства поширення в народі грамотності (1869-1920 рр.) / С. Є. Лупаренко // Збірник наукових праць «педагогіка та психологія». – 2014. – Вип. – № 46. С. 204-213.

Лутаєва, Т. В. Науково-педагогічна та громадсько-просвітницька діяльність Володимира Фавра / Т. В. Лутаєва // Вісник післядипломної освіти : зб. наук. пр. / НАПН України, Ун-т менедж. освіти ; голов. ред. В. В. Олійник ; редкол. : О. Л. Ануфрієва [та ін.]. – К. : АТОПОЛ ГРУП, 2016. – Вип. 2(31). – (Серія «Педагогічні науки»). – С. 73-87.

Лутаєва, Т. В. Педагогічні ідеї та діяльність В. Я. Данилевського в контексті організації освіти дорослих / Т. В. Лутаєва // Освіта дорослих: теорія, досвід, перспективи: зб. наук. пр. / [редкол. Л.Б. Лук’янова (голова) та ін.]; Ін-т пед. освіти і освіти дорослих НАПН України. – К.; Луганськ: Вид-во «НОУЛІДЖ», 2014. – Вип. 1 (8). – С. 229-239.

Народная аудитория в Харькове // Южный край. – 1900. – 29 февраля.

Народная энциклопедия научных и прикладных знаний / Харьковское о-во распространения в народе грамотности. – М. : Т-во Сытина, 1910. – Т. 2 : Природоведение, 1-й полутом / Сост. В. М. Арнольди и др. – XXX, 368 с. : ил., рис., табл.

Народная энциклопедия научных и прикладных знаний / Харьковское о-во распространения в народе грамотности. – М. : Т-во Сытина, 1910. – Т. 5 : Медицина, 2-й полутом / Сост. Н. С. Бокариус, Е. П. Браунштейн, К. Н. Георгиевский. – 788 с. : ил., карты, рис., табл.

Открытие детских колоний // Южный край. – 1900. – 27 мая; Отправка детей в колонии // Южный край. – 1900. – 30 мая; Торжество летних колоний для слабых детей // Южный край. – 1900. – 16 июня; Комиссия врачей по устройству летних колоний // Южный край. – 1900. – 10 июня.

Пальченкова, В. М. Діяльність української інтелігенції в Харківському товаристві поширення в народі грамотності / В. М. Пальченкова // Наукові праці історичного факультету Запорізького державного університету. – Запоріжжя : Просвіта, 1999. – Вип. V. – С. 84–88.

Про вищу освіту : закон України від 01.07.2014 р. № 1556-VII [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://vnz.org.ua/zakonodavstvo/111-zakon-ukrayiny-pro-vyschu-osvitu

Публичная лекция профессора И. Г. Оршанского // Южный край. – 1903. – 13 октября; Лекция профессора И. Г. Оршанского // Южный край. – 1904. – 15 ноября.

Рабинович, А. З. Об учреждении в г. Харькове педологического музея / А. З. Рабинович // Труды созванного Харьковским Обществом грамотности 7-12 июня 1915 г. в г. Харькове Съезда по вопросам организации разумных развлечений для населения Харьковской губернии, Х. : Тип. М. Х. Сергеева, 1915. В 2 т. – Т. 2. – С. 337-351.

Соединенное заседание санитарного комитета и комиссии летних колоний //Южный край. – 1903. – 17 апреля.

Степанский, А. Д. Общественные организации в России на рубеже ХІХ-ХХ векав : пособие по спецкурсу. – М. : МГИАИ, 1982. – 91 с.

Торжественное собрание Общества грамотности. 25-летие // Харьковские губернские ведомости. – 1894. – 24 марта.

Физико-математический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905) / под. ред. проф. И. П. Осипова, Д. И. Багалея. Репр. изд. – Х. : Сага, 2008. – Биографический словарь профессоров и преподавателей физико-математического факультета. – С. 103-109.

Эминет, П. Материалы к учению о пульсе и кровяном давлении у детей / Эминет П. // Записки Императорского Харьковского университета. – 1908. – кн. 3. – С. 65-112 ; кн 4. – С. 113-242.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.843473

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.