ДО ПИТАННЯ ПРО СТРУКТУРНІ КОМПОНЕНТИ ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ ТА ЇХ ДОМІНУЮЧІ ОЗНАКИ
Анотація
У статті на підставі результатів порівняльно-зіставного аналізу психолого-педагогічних джерел з питань фізіологічних, філософських, педагогічних та психологічних аспектів творчого потенціалу особистості уточнено зміст поняття «творчий потенціал» як діапазон проявів, що охоплює здібності, обдарування, талант. Виокремлено й узагальнено підходи науковців до визначення структури та домінуючих ознак творчого потенціалу особистості. Запропоновано виділити такі чотири структурні компоненти творчого потенціалу: мотиваційний, інтелектуальний, вольовий, емоційний, та конкретизовано їх домінуючі ознаки, а саме: мотиваційний компонент – усвідомлення потреби у творчій діяльності; інтелектуальний компонент – творче мислення, оригінальність, інтуїція, імпровізація, уміння презентувати свої ідеї; вольовий компонент – самостійність (самоосвіта), наполегливість; емоційний компонент – позитивні емоції.
Ключові слова: творчий потенціал, структурні компоненти творчого потенціалу, домінуючі ознаки структурних компонентів.
В статье на основании результатов сравнительно-сопоставительного анализа психолого-педагогических источников по вопросам физиологических, философских, педагогических и психологических аспектов творческого потенциала личности уточнено содержание понятия «творческий потенциал» как диапазон проявлений, охватывающих способности, дарования, талант. Выделены и обобщены подходы ученых к определению структуры и доминирующих признаков творческого потенциала личности. Предложено выделить следующие четыре структурные компонента творческого потенциала: мотивационный, интеллектуальный, волевой, эмоциональный, и конкретизированы их доминирующие признаки, а именно: мотивационный компонент – осознание потребности в творческой деятельности; интеллектуальный компонент – творческое мышление, оригинальность, интуиция, импровизация, умение презентовать свои идеи; волевой компонент – самостоятельность (самообразование), настойчивость; эмоциональный компонент – положительные эмоции.
Ключевые слова: творческий потенциал, структурные компоненты творческого потенциала, доминирующие признаки структурных компонентов.
In the article on the basis of the results of the comparative analysis of the psychological and pedagogical sources on physiological, philosophical, pedagogical and psychological aspects of creative potential, the term "creative potential" was clarified and identified as a range of displays covering ability, endowment and talent. The study segregates and summarizes the scientific approaches of determination of the structure and dominant features of the creative potential. The paper specifies four major structural components of creative potential: motivational, intellectual, volitional and emotional. It determines their dominant features, such as: motivational component – awareness of the need for creative activeness; intellectual – creative thinking, originality, intuition, improvisation, ability to present their ideas; volitional – independence, perseverance; emotional - positive emotions.
Key words: creative potential, structural components of creative potential, dominant features of structural components.
Повний текст:
PDFПосилання
Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала современного школьника / Л. К. Веретенникова // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова : Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С. 15–24.
Давыдова И. В. Учебное сотрудничество студентов педвуза как условие развития их творческого потенциала / И. В. Давыдова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – Вып. № 109. – С. 93–97.
Кисільова-Біла В. До проблеми розвитку творчих можливостей студента у процесі загально-педагогічної підготовки / В. Кисільова-Біла // Рідна школа. – 2011. – № 6 (978). – С. 55–59.
Криво Т. М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладной) / Т. М. Криво // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – Вып. № 2. – С. 121–125.
Львова И. В. Психологические факторы развития креативности личности : дис. ... канд. психол. наук / И. В. Львова. – Новосибирск, 2005. – 203 с.
Мартишина Н. В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога / Н. В. Мартишина // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2012. – Вып. 36. – С. 61–69.
Никольская О. Л. Концепция активизации творческого потенциала студентов и учителей и ее реализация в образовательном процессе / Никольская О. Л. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 10. – С. 24–28.
Попель А. А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. психол. наук / А. А. Попель. – Нижний Новгород, 2005. – 217 с.
Психологічне дослідження творчого потенціалу особистості : монографія / [авт. кол., наук. керівник В. О. Моляко]. – Київ : Пед. думка, 2008. –208 с.
Торгашина Т. И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Торгашина. – Вологоград, 1999. – 220 с.
Туриніна О. Л. Психологія творчості : навч. посібник / О. Л. Туриніна. – Київ : МАУП, 2007. – 160 с.
Ялмурзина Г. С. Развитие творческого потенциала студентов в процессе изучения безопасности жизнедеятельности (на примере технического университета) / Г. С. Ялмурзина // Интеграция образования. – 2008. – № 3. – С. 12–18.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.194538
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.