РЕАЛІЗАЦІЯ СИСТЕМНО-ДІЯЛЬНІСНОГО ПІДХОДУ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

С. О. Доценко

Анотація


У статті обґрунтовано особливості реалізації системно-діяльнісного підходу на уроках математики початкової школи. Визначено принципи даного підходу: принцип діяльності, безперервності, цілісного уявлення про світ, мінімакса, психологічної комфортності, варіативності та творчості. Зазначено, що діяльність це процес вирішення життєвих завдань людиною, який збуджує її до певних дій для досягнення конкретної мети. Головним підґрунтям є теорія поетапного формування розумових дій П. Гальперіна та Н. Тализіної. Акцентовано увагу на алгоритмізації процесу навчання математики учнів початкових класів. Зазначено, що алгоритм – це чіткий, зрозумілий опис певної послідовності операцій, виконання яких призведе до отримання певного результату. Охарактеризовано умови використання вербальних (словесних) і знакових (графічних) алгоритмів під час виконання математичних завдань. Наведено методи та форми оперативного контролю опанування певного алгоритму: математичні тренажери, сторінки чемпіонів, перегони тощо.

Ключові слова: зміст навчання, дія, діяльність, діяльнісний підхід, математична освіта, розумова діяльність мотивація, алгоритм.

 

 В статье обоснованы особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики начальной школы. Определены принципы данного подхода: принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества. Указано, что деятельность это процесс решения жизненных задач человеком, которая стимулирует его к определенным действиям для достижения конкретной цели. Главным основанием является теория поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина и Н. Талызиной. Акцентировано внимание на алгоритмизации процесса обучения математике учащихся начальных классов. Отмечено, что алгоритм ‒ это четкое, понятное описание определенной последовательности операций, выполнение которых приведет к получению определенного результата. Охарактеризованы условия использования вербальных (словесных) и знаковых (графических) алгоритмов при выполнении математических задач. Приведены методы и формы оперативного контроля освоения определенного алгоритма: математические тренажеры, страницы чемпионов, большие гонки и т.п.

Ключевые слова: содержание обучения, действие, деятельность, деятельностный подход, математическое образование, умственная деятельность мотивация, алгоритм.

 

The article features of realization of systemic-activity approach in mathematics lessons in elementary school. The principles of this approach: the principle of activity continuity, a holistic view of the world, minimal, psychological comfort, variability and creativity. The activity is a process of solving problems in life a man who excites her to certain actions to achieve a specific goal. The main reason is the theory of gradual formation of mental actions by P. Galperin and N. Talyzina. The attention is focused on algorithmization of the process of teaching mathematics of primary school students. It is noted that the algorithm is clear, understandable description of a specific sequence of operations that will lead to obtaining a certain result. Shows the characteristics of the verbal (verbal) and iconic (graphical) algorithms for performing mathematical tasks. The methods and forms of operational control of development of a particular algorithm: mathematical simulators, pages, Champions, racing and the like.

Key words: learning content, activity, activities, activity approach, mathematical education, mental activity motivation, algorithm.


Повний текст:

PDF

Посилання


Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И Аксенова // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). ‒ СПб. : Реноме, 2012. ‒ С. 140-142 .

Гавриш І. В., Доценко С. О. Математика : Зошит на друкованій основі. 2 клас. Частина 2 / І. В. Гавриш, С. О. Доценко. ‒ Х. : ТОВ ВБ «Інтелект України», 2016. ‒ 40 с.

Гавриш І. В. «Чотири кити» дидактичної моделі навчання учнів початкової школи всеукраїнського науково-педагогічного проекту «Інтелект України» / І. В. Гавриш // Рідна школа. ‒ 2013 (жовтень). ‒ С. 42-46.

Гальперин П.К. К теории программированного обучения. / П.К Гальперин ‒ М.,1967.

Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1966. – № 4. – С. 132–137.

Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике / В.А. Далингер // Наука и епоха : монография / под ред. О. И. Кирикова – Воронеж : ВГПУ, 2011. – С. 230 – 293.

Лайда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. / Л. Н. Лайда. ‒ М. : Просвещение, 1966.

Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф Талызина. ‒ М., 2002. ‒348 c.

Anderson L.W., Krathwohl D.R. А Taxonomy for learning, teaching, and assessing / L.W Anderson, D.R, Krathwohl. ‒ New York : Longman, 2001. ‒156 p.

Edward de Bono. Lateral Thinking : Creativity Step by Step Paperback / Edward de Bono. ‒ Neu York, 1990. ‒ 297 p.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.194575

Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.