РОЛЬ ПРИВАТНОЇ ІНІЦІАТИВИ ІНТЕЛІГЕНЦІЇ СЛОБІДСЬКОГО КРАЮ У ВИРІШЕННІ ПРОБЛЕМИ ЗБЕРЕЖЕННЯ Й ЗМІЦНЕННЯ ЗДОРОВ’Я УЧНІВСЬКОЇ МОЛОДІ (кінець ХІХ – початок ХХ століття)

О. М. Друганова

Анотація


У статті доведено, що особливу роль у вирішенні проблеми оздоровлення учнівської молоді Слобідського краю й зміцнення її здоров’я наприкінці ХІХ – на початку ХХ ст. відіграла приватна ініціатива прогресивної інтелігенції регіону – учителів, лікарів, професорів університету, земських діячів та ін., які об’єднувались у різноманітні асоціації, як-от: Харківське товариство поширення в народі грамотності, Педагогічний відділ Історико-філологічного товариства Харківського університету, Харківське товариство сприяння фізичному розвитку дітей та піклування про них, Товариства дитячих лікарів тощо. З’ясовано, що члени зазначених асоціації брали активну участь як у розробці теоретичних основ проблеми оздоровлення, так і в безпосередній організації різноманітних установ та проведенні заходів, метою яких було збереження й зміцнення здоров’я дітей та підлітків. Установлено, що місцем обговорення нагальних питань, пов’язаних із проблемою збереження й зміцнення здоров’я учнівської молоді стали засідання різноманітних товариств та з’їздів, що проходили на Слобожанщині у різні часи. Зокрема з’їзду з організації розумних розваг (1815 р.), з ініціативою проведення якого виступило Харківське товариство поширення грамотності (доповіді В. Гориневського, А. Рабиновича, М. Станіловської та ін.) Підкреслено, наприкінці ХІХ – на поч. ХХ ст. проблема зміцнення здоров’я учнівської молоді стала у центрі уваги й приватних навчальних закладів, що діяли у регіоні. Деякі з них, наприклад, приватна гімназія Д. Оболенської, отримали високу оцінку у гігієнічній виставці Товариства охорони народного здоров’я, влаштованій у Петербурзі навесні 1893 р. Прогресивній вітчизняній інтелігенції другої половини ХІХ – початку ХХ ст. належала провідна роль й у створенні мережі навчальних закладів для дітей з особливими потребами. У дослідженні схарактеризовано роботу літніх шкільних колоній, що були організовані Харківським товариством грамоти.

 

Ключові слова: приватна ініціатива, Слобожанщина, збереження та зміцнення здоров’я, діти та підлітки.

 

В статье доказано, что особую роль в решении проблемы оздоровления ученической молодые Слобожанщины и укрепления ее здоровья в конце ХІХ – в начале ХХ ст. сыграла частная инициатива прогрессивной интеллигенции региона – учителей, врачей, профессоров университета, земских деятелей и др., которые объединялись в разные ассоциации, например: Харьковское общество распространения в народе грамотности, Педагогический отдел Историко-филологического общества Харьковского университета, Харьковское общество содействия физическому развитию детей и заботы о них, Общество детских врачей и т.д. Выяснено, что члены указанных ассоциации принимали активное участие как в разработке теоретических основ проблемы оздоровления, так и в непосредственной организации разных учреждений и проведении мер, целью которых было сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Установлено, что местом обсуждения актуальных вопросов, связанных с проблемой сохранения и укрепления здоровья ученической молодежи, стали заседания разных обществ и съездов, которые проходили на Слобожанщине в разные времена. В частности съезда по организации разумных развлечений (1815 г.), с инициативой проведения которого выступило Харьковское общество распространения грамотности (доклада В. Гориневського, А. Рабиновича, М. Станиловской и др.) В конце ХІХ – в нач. ХХ ст. проблема укрепления здоровья ученической молодежи стояла в центре внимания и частных учебных заведений, которые действовали в регионе. Некоторые из них, например, частная гимназия Д. Оболенской, получили высокую оценку в гигиеничной выставке Общества охраны народного здоровья, устроенной в Петербурге весной 1893 г. Прогрессивной отечественной интеллигенции второй половины ХІХ – начала ХХ ст. принадлежала ведущая роль и в создании сети учебных заведений для детей с особыми потребностями. В исследовании охарактеризована работа летних школьных колоний, которые были организованы Харьковским обществом грамотности.

 

Ключевые слова: частная инициатива, Слобожанщина, сохранение и укрепление здоровья, дети и подростки.

 

The research article under discussion proves that in the late 19th and early 20th century a prominent role in solving the problem of improving health of children and adolescents of the Slobidskyi region belonged to the private initiative of the progressive intelligentsia, including teachers, doctors, university professors and other public figures who united to form various associations, such as Kharkiv Society for the Promotion of Literacy, Pedagogical Department of the Historical and Philological Society of Kharkiv University, Society of Pediatric Doctors, Kharkiv Society for the Promotion of Child Physical Development and Child Care. The study reveals that the members of the mentioned associations took an active part both in developing the theoretical basis for tackling the problem of improving health, and in organizing numerous institutions and activities aimed at maintaining and strengthening children’s and adolescents’ health. The research findings show that meetings of various societies and congresses held in the Slobidskyi region at different times became the place for discussing topical issues related to the problem of maintaining and strengthening the health of children and adolescents, for example, and in particular, the meetings of the Congress on the organization of intelligent entertainment (1815), which was initiated by the Kharkiv Society for the Promotion of Literacy (with reports made by V. Horynevskyi, A. Rabynovych, M. Stanilovska and others). In the late 19th – early 20th century the problem of improving the health of children and adolescents came into focus and attracted considerable attention of private educational institutions functioning in the region. Some of them, for example a private gymnasium owned by D. Obolenska, were highly praised at the hygienic exhibition of the Society for the Protection of Public Health, hosted in St. Petersburg in the spring of 1893.The progressive local intelligentsia of the second half of the 19th – early 20th century also had a leading role in creating a network of educational institutions for children with special needs. The study describes the work of summer school colonies organized by the Kharkiv Literacy Society which founded the sanitary committee in 1898.The members of the committee, who were responsible for providing conditions for improving children’s health in the summertime, put forward the suggestion to create summer colonies in the Slobidskyi region whose main objectives were supposed to include enabling the weakest children from poor families to gain strength in healthy rural environment for further more successful and unimpeded studying; developing useful and good habits such as taking care of oneself and one’s friends, mutual help, mutual concessions; and, in general, assisting children’s moral development. It is highly important to highlight that the overall organization of those summer colonies was subject to the accomplishment of the sanitary and educational objectives listed above.

 

Key words: private initiative, Slobidskyi region, maintaining and strengthening health, children and adolescents.


Повний текст:

PDF

Посилання


Багалей Д. И. Миллер Д. И. История города Харкова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й год): Истор. мон. в 2-х т. Т. 2. (ХІХ-й и нач. ХХ-го века). Х.: Репр. изд., 2004. 982 с.

Гориневский В. Что представляется наиболее существенным и важным при насаждении спортивних и гимнастических организаций, преследующих цели физического развития народа // Труды созванного Харьковским обществом грамотности 7‒12 июня 1915 г. в городе Харькове съезда по вопросам организации разумных развлечений для населения Харьковской губернии. Т. II Постановления и доклады. Х., Тип. «Печатное дело», 1915. С. 608‒628.

Друганова О. М. Приватна ініціатива в освіті України (історико-педагогічний аспект) : монографія. Х. : ДИВО, 2008. 556 с.

Друганова О. М., Туренко Н. М. Внесок інтелігенції Слобідського краю у вирішення проблеми виховання дітей дошкільного віку, збереження й зміцнення їхнього здоров’я (історико-педагогічний аспект) / Харківський національний педагогічний університет імені Г. С. Сковороди. Х. : Изд-во "НТМТ", 2013. 216 с.

Краевский Б. Психология детских игр // Труды Педагогического отдела ХИФО. Х., 1902. Вып. 7. С. 214–260.

Отчет школьных летних колоний Харьковского общества грамотности. Х., 1910–1911. 21 с.

Рабинович А.З. Об учреждении в г. Харькове педологического музея // Труды созванного Харьковским обществом грамотности съезда по вопросам организации разумных развлечений для населения Харьковской губернии. Т. II Постановления и доклады. Х., Тип. «Печатное дело», 1915. С. 337–351.

Радомский А. Около школы. О педагогических обществах. Х. Тип. «Печатное дело», 1916. 8 с.

Станиловская М.М. Детские летние площадки // Труды созванного Харьковским обществом грамотности съезда по вопросам организации разумных развлечений для населения Харьковской губернии. Т. II Постановления и доклады. Х., Тип. «Печатное дело», 1915. С. 319‒329.

Державний архів Харківської області ф. 3, оп. 283, од. зб. 32 «Об утверждении устава Харьковского общества содействия физическому воспитанию детей и попечения о них», 1900 р., 44 арк.

ДАХО, Ф. 200, оп. 1, од. зб. 269, 1904 р., 14 арк. – Проект, инструкции и переписка о деятельности Комитета школьных летних колоний 12. ДАХО, Ф. 200, оп.1, од. зб. 286 «Состав комитета, медицинский доклад, отчеты и переписка о работе комитета летних детских колоний», 1905 р., 54 арк.

ДАХО, Ф. 200, оп.1, ед. хр. 364 «Доклад училищной комиссии о задачах, постановке, и правильном устройстве летних школьных колоний», 1910 р., 50 арк.

ДАХО, Ф. 200, оп.1, од. зб. 385 «Переписка о работе летних колоний. Дневник педагога; об устройстве лотерей, вечеров в пользу оздоровления детей», 1911, 42 арк.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1117058

Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.