ЗАКОНОМІРНОСТІ ТА ПРИНЦИПИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЛІНГВОСАМООСВІТИ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ІНОЗЕМНИХ МОВ

О. Л. Шумський

Анотація


У статті обґрунтовано, що в сучасних умовах постіндустріальної епохи, пов’язаної з процесами глобалізації та інформатизації суспільства, існує об’єктивна необхідність переорієнтації спрямованості освітнього процесу у вищій школі з традиційних «знаннєвої» та «компетентнісної» моделей на нову, самоосвітню парадигму. Підкреслено, що динамічність та мінливість основних соціальних процесів формує запит на фахівців з високим рівнем суб’єктності та новою системою ціннісних орієнтирів, згідно з якими постійне самовдосконалення стане сенсом життя. Розкрито сутність основних закономірностей, що становлять основу загальнонаукових, класичних та специфічних принципів організації навчального процесу з формування готовності майбутніх учителів іноземних мов до неперервної лінгвосамоосвіти. Доведено доцільність їх урахування в ході означеного процесу в рамках інституційної ланки освіти з метою забезпечення сприятливих умов для набуття студентами необхідних знань, умінь та навичок побудови власної лінгвосамоосвітньої траєкторії, що буде запорукою їх особистісно-професійної самореалізації та самоактуалізації.

Ключові слова: постіндустріальне суспільство, самоосвіта, лінгвосамоосвітня діяльність, закономірності, принципи, самореалізація, самоактуалізація.

 

 

В статье обосновано, что в современных условиях постиндустриальной эпохи, связанной с процессами глобализации и информатизации общества, существует объективная необходимость переориентации направленности образовательного процесса в высшей школе с традиционных «знаниевой» и «компетентностной» моделей на новую, самообразовательную парадигму. Подчеркнуто, что динамичность и изменчивость основных социальных процессов формирует запрос на специалистов с высоким уровнем субъектности и новой системой ценностных ориентиров, в соответствии с которыми постоянное самосовершенствование станет смыслом жизни. Раскрыта суть основных закономерностей, которые составляют основу общенаучных, классических и специфических принципов организации учебного процесса по формированию готовности будущих учителей иностранных языков к непрерывному самообразованию. Доказана целесообразность их учета в ходе указанного процесса в рамках институционального звена образования с целью обеспечения благоприятных условий для приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков построения собственной лингвосамообразовательной траектории, что будет залогом их личностно-профессиональной самореализации и самоактуализации.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, самооценка, лингвосамообразовательная деятельность, закономерности, принципы, самореализация, самоактуализация.

 

 

In the paper it is substantiated that under modern conditions of postindustrial epoch, which is connected with the processes of globalisation and informatisation of society, there exists an objective necessity of reorientation the main direction of the educational process at higher school from the traditional “knowledge-based” and “competency” models to the new, self-educational paradigm. It is shown that the dynamics and changeability of basic social processes form the demand for the specialists with a high level of subjectness and new system of value orientation, according to which persistent self-perfection will become the sense of their life. The essence of principal laws, which form the basis of general scientific, classical and specific principles of organisation of the training process of forming the preparedness of future teachers of foreign languages for continuous self-education, is disclosed. The appropriateness of taking into account these laws and principles in the course of the above-mentioned process within the scope of the institutional link of education in order to provide favourable conditions for students’ acquisition of necessary knowledge and skills of building their own linguistic self-educational trajectory, which will be the pledge of their personality and professional self-realisation and self-actualisation, is proved.

Key words: postindustrial society, self-evaluation, linguistic self-educational activities, laws, principles, self-realisation, self-actualisation.


Повний текст:

PDF

Посилання


Бунеев Р. Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Р. Н. Бунеев. – М., 2009. – 387 с.

Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов / В. И. Загвязинский // Сов. педагогика. – 1978. – № 10. – С. 66–72.

Коротяев Б. И. Общая структура объекта и предмета педагогики и принципы дидактики / Б. И. Коротяев // Сов. педагогика. –1981. – № 5. – С. 73-79.

Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.: Высшая школа, 1990. – 381 с.

Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.

Педагогика: учебное пособие / под ред. В. Г. Рындак. – М.: Высшая школа, 2006. – 495 с.

Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл., 2002. – 527 с.

Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы / А. В. Петровский. – М.: МГУ, 1986. – 304 с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.576024

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.