ПРОФЕСІЙНИЙ САМОМЕНДЖМЕНТ ЯК КОМПЕТЕНЦІЯ ЛІКАРЯ

О. O. Долгопол

Анотація


Статтю присвячено актуальному питанню формування основ самоменеджменту як однієї із новітніх компетенцій майбутніх лікарів. Дано визначення самоменеджменту, встановлено його зв'язок із самовизначенням, самомотивацією, самореалізацією як формами самоорганізації, що є більш широким поняттям організації діяльності особистості. Автор відстоює думку про те, що самоменеджмент як одна із форм самоорганізації є базовою компетенцією лікаря. Доведено, що у складі компетенції самоорганізації виділяють три компонента: цільовий, рефлексивний, особистісний. Для визначення ступеня сформованості компетенцій самоорганізації у всіх трьох компонентах вагому роль відіграють уміння самоменеджменту. А у рефлексивному компоненті вони є пріоритетними. Стаття містить результати тестування медиків щодо рівня сформованості умінь самоменеджменту та конкретні практичні методичні поради щодо підвищення їх рівня.

Ключові слова: професійна підготовка, професійна компетентність, організаторські уміння, самоорганізація, самоменеджмент, майбутній лікар, студент-медик.

 

Статья посвящена актуальному вопросу формирования основ самоменеджмента как одной из новейших компетенций будущих врачей. Дано определение самоменеджмента, установлена его связь с самоопределением, самомотивацией, самоорганизацией как формами самоорганизации, что является более широким понятием организации деятельности личности. Автор утверждает, что самоменеджмент как одна из форм самоорганизации является базовой компетенцией врача. Доказано, что в составе компетенций самоорганизации выделяют три компонента: целевой, рефлексивный и личностный. Для определения степени сформированности компетенции самоорганизации во всех трех компонентах весомую роль играют умения самоменеджмента. А в рефлексивном компоненте они являются приоритетными. Статья содержит результаты тестирования студентов-медиков об уровне сформированости умений самоменеджмента и конкретне практические советы по их повышению.

Ключовые слова: профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, организаторские умения, самоорганизация, самоменеджмент, будущий врач, студент-медик.

 

The article highlights the issue of forming the foundations of self-management as one of the newest competencies for future doctors. The definition of self-management is given and its relation to self-determination, self-motivation, self-realization is found as a form of self-organization, which is a broader concept of personal activity’s organization. The author thinks that the idea of self-management as a form of self-organization is a fundamental competence for doctors. It is proved that self-organization competence encompasses three components: target, reflective, personal. One should consider the importance of self-management skills to determine the level of self-organization competence in all three components. Concerning reflective component, these skills are the most important . This article contains the results of medical workers’ survey on development of self-management skills. It makes practical recommendations which enable medical workers to improve their self-management skills.

Key words: professional training, professional competence, organizational skills, self-organization, self-management, future doctor, medical student.


Повний текст:

PDF

Посилання


Андреева А. Самоменеджмент – условие личного и профессионального успеха // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/economy/1(16).pdf (дата обращения: 24.06.2016)

Долгопол О.О. Формування організаторських умінь майбутніх молодших спеціалістів сфери ресторанного обслуговування в процесі професійної підготовки у коледжі: дис. …кандидата педагогічних наук: 13.00.04 / Долгопол Олена Олександрівна. – Харків, 2014. – 278 с.

Дмитриенко Н. А., Барвенко О. Г. Профессиональная самоорганизация как средство формирования профессиональной культуры специалиста //URL: http://jurnal.org/articles/2012/ped19.html

Добротворский И. Л. Самоменеджмент: Эффективные технологии: Практическое руководство для решения повседневных проблем. – М. : «Приор-издат», 2003. – 272 с.

Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен, содержание. Монография. [Текст] / С.В. Кульневич. – Воронеж: ВГПУ, 1997 . – 235с.

Лукашевич Н. П. Теория и практика самоменеджмента : [ учеб. пособ. – 2-е изд., испр.] / Н. П. Лукашевич. – К. : МАУП, 2002. – 360 с.

Михневич С. Н. Самоорганизация студентов–первокурсников в период адаптации к обучению в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.

Ноздренко Е.А. Самоменеджмент в организации обучения студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 81-82; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=93 (дата обращения: 24.06.2016).

Петрова Н. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет / Н. Петрова. – СПб. : Речь, 2002. – 216 с.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.578038

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.