ОСОБЛИВОСТІ ОСОБИСТІСНО-ПРОФЕСІЙНОГО САМОРОЗВИТКУ ВИКЛАДАЧА ВИЩОГО НАВЧАЛЬНОГО ЗАКЛАДУ
Анотація
У статті на основі аналізу наукової літератури розкрито суть і особливості саморозвитку викладача вищого навчального закладу. Зазначається, що саморозвиток як феномен і психологічний процес присутній в межах життєдіяльності людини. Він здійснюється в процесі прояву людиною активності в подоланні не лише критичних, але і традиційних побутових ситуацій. В основі процесу саморозвитку лежить вміння його суб'єкта робити доцільний вибір щодо своєї поведінки на основі чіткого уявлення про свої потреби і можливості їх втілення. Підкреслено, що основою саморозвитку є розвиток сутнісних сил людини, які представляють собою поєднання інтелекту, почуттів і його волі, що дозволяють в сукупності mрозвивати здібності, обумовлені розвитком потреб. Саморозвиток викладача вищого навчального закладу визнається як цілеспрямований процес якісного освоєння культури, в якому знаходить втілення прагнення викладачів розвивати свої сутнісні сили, за допомогою збагачення наявних знань, набуття і вдосконалення вмінь, поліпшення особистісних якостей в індивідуальному просторі життєвого і професійного шляху.
Ключові слова:викладач, особистісно-професійний саморозвиток, вищий навчальний заклад, ціннісні орієнтації, рефлексія, знання, вміння, вольові якості особистості.
В статьи не основе анализа научной литературы рассмотрена сущность и особенности саморазвития преподавателя высшего учебного заведения. Отмечается, что саморазвитие как феномен и психологический процесс находится в пределах жизнедеятельности человека. Он осуществляется в процессе проявления человеком активности в преодолении не только критических, но и традиционных бытовых ситуаций. В основе процесса саморазвития лежит умение его субъекта осуществить целесообразный выбор относительно своего поведения на основе четкого представления о своих потребностях и возможности их воплощения. Основой саморазвития является развитие сущностных сил человека, которые представляют собой сочетание интеллекта, чувств и его воли, позволяющие в совокупности развивать способности, обусловленные развитием потребностей. Саморазвитие преподавателя высшего учебного заведения определяется как целенаправленный процесс качественного освоения культуры, в котором находит воплощение стремление преподавателей развивать свои сущностные силы, с помощью обогащения имеющихся знаний, приобретения и совершенствования умений, улучшение личностных качеств в индивидуальном пространстве жизненного и профессионального пути.
Ключевые слова: преподаватель, личностно-профессиональное саморазвитие, высшее учебное заведение, ценностные ориентации, рефлексия, знания, умения, волевые качества личности.
In the article on the basis of the analysis of scientific literature, the essence and peculiarities of self-development of a teacher of a higher educational institution are considered. It is noted that self-development as a phenomenon and psychological process is present within the limits of human activity. It is carried out in the process of manifestation of man's activity in overcoming not only critical but also traditional everyday situations. The basis of the process of self-development lies in the ability of its subject to make an expedient choice of their behavior based on a clear idea of their needs and the possibilities for their implementation. Self-development is a kind of manifestation of man's own attitude to the effects of the environment; as well as conscious and directed activities to improve the person himself. The basis of self-development is the development of the essential forces of man, which represent a combination of intelligence, feelings and his will, allowing in aggregate to develop the abilities due to the development of needs. Implementation of self-development as a special activity can be considered through the prism of three components: the ability to self-development as individual psychological personality features that determine the independent search, generation, capture and use in the life of new knowledge and skills in the process of active inclusion in various activities; knowledge of technologies and methods of selfdevelopment, since for the emergence of self-development skills, a person needs knowledge of how this process is carried out; volitional personality, as selfdevelopment implies the need to achieve certain goals that can change. The self-development of a teacher of a higher educational establishment is recognized as a purposeful process of qualitative development of culture, in which it is realized the desire of teachers to develop their essential powers, by enriching existing knowledge, acquiring and improving skills, improving personal qualities in the individual space of life and professional path.
Key words: teacher, personal and professional self-development, higher educational institution, value orientation, reflection, knowledge, skills, volitional personality.
Повний текст:
PDFПосилання
Бердяев Н. А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. 335 с.
Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997. 310 с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Издательство Института психотерапии , 2002. 224 с.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
Маркова В. В. Формирование потребности в профессионально-нравственном совершенствовании педагога. Педагогическое образование и наука. 2004. № 4. С. 53–59.
Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избр. псих.труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.
Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 421 с.
Степанова Т. И. Теория и практика профессионального развития и саморазвития учителя физики: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2002. 391 с.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГПИ, 1960. 415 с.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.С. 156–176.
Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования. Новые ценности образования. Содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. Вып. 2. С. 67–69.
Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Моск. психол. соц. ин-т; Флинта, 1998. 201 с.
Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. – Биробиджан, 2004. 453 с.
Гладких В. Г., Желтикова И. А. Проблема творческого саморазвития педагога профессиональной школы. Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 44–49.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1227099
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.