ІДЕЯ ВИХОВАННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ СВІДОМОСТІ В КОНТЕКСТІ УНІВЕРСИТЕТСЬКОЇ ТРАДИЦІЇ ХІ - ХІІІ СТ.

О. В. Юрченко

Анотація


У статті показано, що формування національної свідомості ґрунтується на ідеї духовного виробництва, у конкретних формах науки і освіти. В означений період представлено шляхи формування свідомості взагалі і національної зокрема шляхом розвитку абстрактних начал думки, зростання раціональної компоненти в освіті, усвідомлення цінності раціонального методу в складі знання. Проаналізовано внутрішню організаційну побудову середньовічного університету як інституції вищої освіти на основі етнічної ідентичності студентів. Виявлено, що історично першим організаційним поділом університетського середовища був його поділ на нації. Доведено, що при такій внутрішній організаційній побудові середньовічного університету визнавалося, що студенти являються індивідами, які вже до навчання в університеті у відповідності до зовнішнього соціокультурного оточення засвоювали культурно обумовлені зразки поведінки і мислення; що процес розподілу студентів при організації навчання в університетському дозволяв зберегти зв’язок між їх індивідуальною свідомістю, світоглядом в цілому та орієнтацією в світі духовних цінностей свого народу у вже вироблених культурою картинах світу. Підкреслено, що складовою розвитку ідеї національної свідомості разом із урахуванням етнічної окремішності було усвідомлення необхідності етнічної толерантності.

Ключові слова: національна свідомість, етнічна ідентичність, нація, університетське середовище, культуротворчий фактор.

 

В статье показано, что формирование национального сознания основывается на идее духовного производства, в конкретных формах науки и образования. Представлены пути формирования сознания вообще и национального в частности в период ХІХІІІ вв. через развитие абстрактных начал мысли, рост рациональной компоненты в образовании, осознание ценности рационального метода в составе знания. Проанализировано внутреннее организационное построение средневекового университета как учреждения высшего образования на основе этнической идентичности студентов. Выявлено, что исторически первым организационным разделением университетской среды был его разделение на нации. Доказано, что при такой внутренней организационной построении признавалось, что студенты являются индивидами, которые уже до обучения в соответствии с внешним социокультурным окружением усваивали культурно обусловленные образцы поведения и мышления, что процесс распределения студентов при организации обучения в университете позволял сохранить связь между их индивидуальным сознанием, мировоззрением в целом и ориентацией в мире духовных ценностей своего народа в уже выработанных культурой картинах мира. Подчеркнуто, что основой развития идеи национального сознания вместе с учетом этнической самобытности было осознание необходимости этнической толерантности.

Ключевые слова: национальное сознание, этническая идентичность, нация, университетская среда, культурообразующий фактор.

 

The paper considers the influence of the environment of the University and of science as one of the leading factors of cultural production, national identity formation in the context of culture. It is shown that the formation of national consciousness is based on the idea of cultural production, in specific forms of science and education. The ways national consciousness formation in General and in particular in the period of XI-XIII centuries through abstract principles development of thought, the growth of rational components in education, recognizing the value of the rational method in the composition of knowledge. Analyzed the internal organizational structure of the medieval University as an institution of higher education on the basis of ethnic identity of students. It is revealed that historically, the first organizational division of the University environment was the separation of the nation as the most rational basis that is adopted by all and expressing the collective responsibility of groups of students. It is proved that such internal organizational structure, it was recognized that students are individuals who have to study in accordance with the external socio-cultural environment of culturally learned patterns of behavior and thinking. The process of organizing the distribution and training of students at the University were allowed to maintain their individual consciousness, worldview and orientation in the world of spiritual values of its people in the already developed culture pictures of the world, at the same time, the development of the scientific worldview contributed to the formation of national identity. In the end, universities are creating a new generation of intellectuals forming the national consciousness. Stressed that the basis for the development of the idea of national consciousness was the formation of abstract intellect and culture of mind, however, with regard to ethnic identity was formed awareness of the need for ethnic tolerance.

Key words: national consciousness, ethnic identity, the nation, the University environment, a culture-forming factor.


Повний текст:

PDF

Посилання


Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. Изд. 2-ое, испр. и доп. – М. : Academia, 2004. – CLXX. – 788 с.

Духовное производство. Социально – философский аспект проблемы духовной деятельности / В. И. Толстых. – М.: Наука. – 352 с.

Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. – 360 с.

Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Мн.: БГУ, 2005. – 104 с.: ил. – (Universitas).

Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост. : А. Н. Алексюк, Г. Г.Савенок. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с. – (Педагогическая б-ка).

Райківський І. Я. Ідея української національної єдності в громадському житті Галичини ХІХ століття. – Івано-Франківськ: Видавництво Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника, 2012. – 932 с.

Садовничий В. А. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению / В. А. Садовничий, В. В. Белокуров, В. Г. Сушко, Е. В. Шикин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 352 с.

Суворов Н. С. Средневековые университеты. Изд. 2-е. — М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 256 с. (Академия фундаментальных исследований: история).




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1228376

Метрики статей

Завантаження метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.