СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ТРАПЕЗОНИМИИ ОНОМАСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
Анотація
В статье рассматриваются модели структурно-грамматической онимизации в сфере наименований предприятий ресторанного бизнеса на ономастическом материале г. Харькова. Проанализированные в статье онимные единицы, выделенные из многокомпонентного полного наименования, получили терминологическое название «трапезонимы». Выделены структуры неморфемной и морфемной (словообразовательной) деривации, на примерах показано своеобразие морфологического аспекта структурно-грамматических способов образования трапезонимов.
Ключевые слова: ономастическогое пространство города, эргоним, трапезоним, структурно-грамматические способы онимизации, неморфемная деривация, морфемная деривация.
У статті розглядаються моделі структурно-граматичної онімізації в сфері найменувань підприємств ресторанного бізнесу на ономастичному матеріалі м. Харкова. Онімні одиниці, які було проаналізовано у статті, виділено з багатокомпонентного повного найменування. Вони отримали термінологічну назву «трапезоніми». Виділено структури неморфемної і морфемної (словотвірної) деривації, на прикладах показано своєрідність морфологічного аспекту структурно-граматичних способів творення трапезонімов.
Ключові слова: онімічний простір міста, ерґонім, трапезнім, структурно-граматичні способи онімізації, неморфемна деривація, морфемна деривація.
Models of grammatical structures onymysation in the sphere of names of restaurant business enterprises are considered in the article based on onomastic material of Kharkiv city. The notion of the onomastic space of the city, in which innovations in the field of ergonymy are explored, is formulated. Lexical units separated from the multicomponent full name and are to be onyms, which have received the terminological name "trapesonyms", are analyzed. Structures of non-morphemic and morphemic derivations are singled out in the article and are based on the onymysation of the noun and substantivized adjective, on the functional transposition of the lexemes from different parts of speech and from idioms, on the methods of affixation, apocope, composition, abbreviation (initial clipping, medial clipping, contraction), fusion, ellipsis. The originality of the morphological aspect of ways of creating grammatical structures in trapesonymy is illustrated. It is concluded that the methods of trapesonyms formation, based on non-morphemic and morphemic derivation, generate models that reflect the word-building processes, which are typical for the Russian language and for the formation of onyms in ergonymy. When creating a trapesonym, several methods of the onymysation can be used simultaneously, this results in the original and creative forms.
Keywords: the onomastic space of a city, ergonym, trapesonym, ways of creating grammatical structures, non-morphemic derivation, morphemic derivation.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 598 с.
Васюкова В. И. Коммерческая номинация предприятий общественного питания как один из инструментов создания открытого города / В И. Васюкова, Т. Г. Федотовских. Человек в мире культуры. 2016. № 1. С. 39–41.
Древнегреческо-русский словарь [в 2-х тт.]: Ок. 70 000 слов (в обоих томах) / сост. И. Х. Дворецкий; под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР С. И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С. И. Соболевским. М.: ГИС, 1958.
Мир фразеологизмов [электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fraze.ru/index.php/frazeologizm/na-bukvu-j/jili-byli.
Моради А.Структура наименования предприятий торгового и ресторанного бизнеса на вывеске // Русская филология: Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды: Языкознание. Литературоведение. Методика преподавания русского языка и литературы. Харьков, 2016. № 29 (57). C. 35–41.
Нейминг [электрон. ресурс] // Маркетинг: большой толковый словарь / под ред. А. П. Панкрухина. М.: Омега-Л., 2010. Режим доступа: http://marketing.academic.ru/86.
Нейминг [электрон.ресурс]. Режим доступа: //http://marketopedia.ru/114-naming.html.
Овсянникова К. В. Региональные аспекты нейминга предприятий общественного питания (сравнительная характеристика эргонимов г. Москвы и г. Воронежа) // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2-х ч. Тамбов: Грамота, 2014. Ч. II. № 7 (37). C. 156–159. Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2014_7-2_43.pdf.
Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1988. 192 с.
Рогова И. Ю. Нейминг в ресторанном бизнесе: региональный аспект: Выпуск. квалификац. работа [электрон.ресурс] / Федер. гос. автоном. образов. учреждение высш. образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»). Режим доступа: http://journ.bsu.edu.ru/vkr/2017/rogova.pdf.
Русская грамматика / глав. ред. Н. Ю. Шведова; АН СССР, Ин-т рус. языка. М.: Наука, 1980. Т. I. 783 с.
Русский язык: Энциклопедия / глав. ред. Ф. П. Филин. М.: Сов энциклопедия, 1979. 431 с.
Шмелева Т. В. Ономастикон российского города. Saarbrucken: Lar Lambert Academic Publishing, 2014. 137 c.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1044282
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.