МОТИВ ТИШИНЫ И ЕГО РОЛЬ В ФОНОСФЕРЕ М. ГОРЬКОГО МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА «ПО РУСИ»)
Анотація
У статті розглядається функціонування мотиву тиші у творчості М. Горького на матеріалі циклу «По Русі». Актуальність питання пов’язана з підвищенням інтересу до постаті Горького та потребою переосмислення його творчості. Новизна обумовлена тим, що мотив тиші, як й інші елементи аудіального спектру горьківскої картини світу, досі майже не досліджувався. Виявлено диференціацію понять «тиша» та «тихо» у художньому світі Горького, що проявляється у пов’язаності з темою смерті. Аналіз функцій мотиву тиші у циклі оповідань Горького є частиною дослідження особливостей аудіальної картини світу письменника, що дає змогу по-новому осмислити засади його поетики.
Ключові слова: мотив, аудіальність, фоносфера, тиша, мовчання.
В статье рассмотрено функционирование мотива тишины в творчестве М. Горького на материале рассказов цикла «По Руси». Актуальность вопроса связана со вновь возрастающим интересом к фигуре Горького и потребностью в переосмыслении его творчества. Новизна обусловлена тем, что мотив тишины, как и другие элементы аудиальной составляющей горьковской картины мира, еще практически не изучен. Исследование выявило различие понятий «тишина» и «тихо» в художественном мире Горького, что выражается в соотнесенности с темой смерти. Анализ функций мотива тишины в цикле рассказов Горького является частью исследования аудиальной картины мира писателя и позволяет по-новому осмыслить принципы его поэтики.
Ключевые слова: мотив, аудиальность, фоносфера, тишина, молчание.
The study demonstrates silence motive functioning in the M. Gorky creativity on the material of the cycle “Through Russia”. The actuality of this study linkes with a growing up interest to the Gorky's figure and the necessity of rethinking of his works. The aim of this study is to explore functional meaning of silence motive which is unexplored as most other audial elements in Gorky's prose. This study is a part of a research dedicated to the problem of acoustic side of Gorky's prose, which is numerous and various. It has a number of functions, including the plot and the composition formation. All the main cultural constants associated with silence motif are in the Gorky's creativity. These are death, spiritual growth, moral struggles. This study also shows an occasional author's difference between “тишина” and “тихо” which is based on the Death proximity. It is interesting to point out that traditional silence (which usually matches with “тишина”) doesn't have much correlation with a death motif in Gorky's prose. Instead of it this function belongs to the other kind of silence – “тихо”, which is deeply matched with death in the present, in the past, in the future or even in the peoples thoughts or talks. Silence motif also helps to form the cycle. It comes through most part of the stories, correlating with a child's birth (story “The birth of a man”) in the beginning and a man's death in the end (story “A jolly chap”). A significant author’s attention to the sound or a sound absence confirms the thesis about Silver age art basis in the Gorky’s creativity heritage.
Key words: motif, audializm, phonosphere, silence.
Повний текст:
PDF (Русский)Посилання
Вершинина М. Г. Фоносемантическая звуковая картина мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://liconism.ru/laboratoriya-dictionaries/terminologicheskaya-laboratoriya/610-fonosemanticheskaya-zvukovaya-kartina-mira.html.
Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: в 25 т. Т. 14: «По Руси». Акад. наук СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1972. 631 с.
Зензеря И. В. Парадигматика текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант» // Пушкинские чтения – 2011. «Живые» традиции в русской литературе: жанр, автор, герой, текст: материалы XVI Междунар. науч. конф.; [под общей ред. В. Н. Скворцова]. СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. 2010. С. 339–345.
Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 294 с.
Словарь русского языка: в 4 т. Т. 4: С–Я / гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1984. Т. 4. 792 с.
Мухаметов Д. Б. Молчание как компонент русской культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Филология. 2012. № 5(3). C. 77–82.
Невская Л. Г. Молчание как атрибут смерти // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 149–178.
Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм / пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха; науч. ред. А. В. Лавров. СПб.: Академический проект, 1999. 507 с.
Эпштейн М. Н. Слово и молчание в русской культуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Epstein_Slovo_molchanie.pdf.
Schafer R. M. The New Soundscape. A Handbook for the Modern Music Teacher. Vienna: Universal Edition, 1969. 67 с.
DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1044308
Посилання
- Поки немає зовнішніх посилань.