ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В ЭМПОРОНИМИИ И ТРАПЕЗОНИМИИ г. ХАРЬКОВА

А. Моради

Анотація


Статья посвящена лингвокреативным приемам и средствам в номинации городских объектов. Выполнен анализ эмпоронимов и трапезонимов с целью выявить характерные для этих разрядов онимов особенности лингвистических приемов и средств языковой игры в процессе нейминга предприятий торгового и ресторанного бизнеса г. Харькова. Автор приходит к выводу о том, что в большинстве случаев затруднительно выделить «чистый» лингвистический способ образования наименований, более характерно комбинирование двух и более приемов, сопровождаемых паралингвистическим средствами выделения.

Ключевые слова: языковая игра, лингвистические приемы и средства языковой игры, эргоним, эмпороним, трапезоним

 

 Стаття присвячена лінгвокреативним прийомам і засобам в номінації міських об'єктів. Виконано аналіз емпоронімів і трапезонімів з метою виявлення характерних для цих розрядів онімів особливостей лінгвістичних прийомів і засобів мовної гри в процесі неймингу підприємств торгового і ресторанного бізнесу м. Харкова. Автор приходить до висновку про те, що у більшості випадків важко виділити «чистий» лінгвістичний спосіб утворення найменувань, більш характерне комбінування двох і більше прийомів, які супроводжуються паралінгвістичними засобами виділення.

Ключові слова: мовна гра, лінгвістичні прийоми і засоби мовної гри, ерґонім, емпоронім, трапезонім.

 

The article deals with linguocreative techniques and tools in the nomination of urban objects. The analysis of emporonyms and trapesonyms was carried out in order to identify characteristic features of linguistic methods and tools of the language game for these categories of onyms within the process of naming of the trade and catering enterprises of Kharkiv. The author comes to the conclusion that, in most cases, it is difficult to distinguish a “pure” linguistic method of names formation; it is more common to combine two or more methods accompanied by paralinguistic means of selection; understanding of the meaning of the formed neo-lexeme is poly-interpretive. The use of linguistic methods of the language play is a way to achieve the communicative-pragmatic effect from the name; the comic effect is secondary and is not always realized in emporonymy and trapesonymy.

Key words: language game, linguistic methods and tools of the language game, ergonym, emporonym, trapesonym.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Бутакова Е.С. Эргонимы иноязычного происхождения в коммуникативном пространстве города: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук. спец. 10.02.01 «Русский язык». Томск, 2013. 25 с. URL: http://www.dissercat.com/content/ergonimy-inoyazychnogo-proiskhozhdeniya-v-kommunikativnom-prostranstve-goroda .

Вайрах Ю.В. Эргоурбонимия города Иркутска: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты исследования : дис. … кандидата филол наук : 10.02.01. Иркутск, 2011. 218 с. URL : http://www.dslib.net/russkij-jazyk/jergourbonimija-goroda-irkutska-strukturno-semanticheskij-i-lingvokulturologicheskij.html

Голомидова М.В. Имятворчество в эргонимии: традиции vs актуальные тренды // Лингвистика креатива-2 : Коллективная монография / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 63-72. URL : // http://ontolingva.ru/kreativa2.pdf

Гридина Т.А. Языковая игра : стереотип и творчество. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 1996. 225 с.

Гугунава Д. В чем, наконец, существо русского гендиадиса? : (2002). URL : https://www.proza.ru/2002/12/19-23

Гугунава Д. К инвентаризации способов словопроизводства : (2002). URL : https://www.proza.ru/2002/12/18-40

Замалетдинова Л. Р. Современные русские урбанонимы в аспекте креативной речевой деятельности: автореф. дис. на соискание учен. степени кандидата филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык». М., 2016. 25 с. URL : http://www.dslib.net/russkij-jazyk/sovremennye-russkie-urbanonimy-v-aspekte-kreativnoj-rechevoj-dejatelnosti.html

Зуева Т. А. Лингвокреативный потенциал неофициальных урбанонимов Екатеринбурга: от Буша до Черепахи // Урал. филолог. вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. Вып. № 2. URL : http://cyberleninka.ru/article/n/lingvokreativnyy-potentsial-neofitsialnyh-urbanonimov-ekaterinburga-ot-busha-do-cherepahi#ixzz3S7YAqsj7

Иванова Е.Н. Приемы креативной номинации : (на примере названий книжных магазинов г. Екатеринбурга) // Урал. филолог. вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2013. Вып. № 3 (22). С. 27-31. URL : http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-kreativnoy-nominatsii-na-primere-nazvaniy-knizhnyh-magazinov-g-ekaterinburga#

Кадоло Т.А. Повседневность и исключительность в названиях городских объектов : (на материале эмпоронимов г. Абакана) // Язык города : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (8-9 ноября 2007 г.). Бийск , 2007. С. 270-274. URL : http://www2.bigpi.biysk.ru/ff/doc/ff_yasyk_goroda_2007.pdf

Козловская Н.В. Немотивированные названия городских объектов и явление лингвистического шока. URL : http://www.gramma.ru/KOL/?id=1.36

Носенко Н.В. Названии городских объектов Новосибирска : структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты : автореф. дис. на соискание учен. степени кандидата филол. наук : спец. 10.02.01. «Русский язык» Новосибирск, 2007. 22 с. URL : http://www.dslib.net/russkij-jazyk/nazvanija-gorodskih-obektov-novosibirska-strukturno-semanticheskij-i.html

Русская грамматика В 2-х тт. / глав. ред. Н. Ю. Шведова. М. : Наука, 1980.

Шмелева Т.В. Ономастикон российского города. Saarbrucken : Lar Lambert Academic Publishing, 2014. 137 c. URL : https://www.twirpx.com/file/2425019/

Щербакова Т.В. Искусственная номинация коммерческих предприятий : (на материале тюменских наименований) : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык». Тюмень, 2009. 24 с. URL : http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/127419/2217.pdf?sequence=1




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1493607

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.