ЖАНРООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕТОВ В ПОВЕСТИ АНДРЕЯ БЕЛОГО «КОТИК ЛЕТАЕВ»

Н. В. Односум

Анотація


Мета роботи – виявлення жанрової своєрідності повісті А. Білого «Котик Летаєв». Тема шляху, що стала наскрізною темою творчості багатьох представників літератури Срібної доби, зумовила звернення їх до канонів духовної автобіографії, заданих Августином Блаженним, специфіка втілення яких, в свою чергу, зазнає трансформації. В роботі розглядаються напрямки та засоби трансформації августинівського канону в повісті А. Білого «Котик Летаєв», серед яких особливу роль зіграли кінематографічні прийоми і мотиви, засвоєні Білим. Їх присутність в повісті «Котик Летаєв» сприяло не тільки трансформації, а й модернізації в ній канону духовної автобіографії.

Ключові слова: духовна автобіографія, «теургія», музика, кінематограф, «всеєдність», мікрокосм, макрокосм.

 

Цель работы – выявление жанрового своеобразия повести А. Белого «Котик Летаев». Тема пути, ставшая сквозной темой творчества многих представителей литературы Серебряного века, обусловила обращение их к канонам духовной автобиографии, заданным Августином Блаженным, специфика воплощения которых, в свою очередь, претерпевает трансформацию. В работе рассматриваются направления и средства трансформации августиновского канона в повести А. Белого «Котик Летаев», среди которых особую роль сыграли кинематографические приемы и мотивы, усвоенные Белым. Их присутствие в повести «Котик Летаев» способствовало не только трансформации, но и модернизации в ней канона духовной автобиографии.

 

Ключевые слова: духовная автобиография, «теургия», музыка, кинематограф, «всеединство», микрокосм, макрокосм.

 

The purpose of the work is to reveal the genre peculiarity of A. Bely’s story “Kotik Letaev”. The theme of the path, which became the cross-cutting theme of many representatives of the literature of the Silver Age, conditioned their appeal to the canons of spiritual autobiography set by Augustine Blessed, the specificity of the embodiment of which, in turn, undergoes a transformation. The work deals with the directions and motives of transformation of the Augustinian canons in A. Bely's novel “Kotik Letaev”, among which the cinematographic techniques and motifs learned by Bely played a special role. Their presence in the story “Kotik Letaev” contributed not only to the transformation, but also to the modernization of the canons of spiritual autobiography.

 

Key words: spiritual autobiography, “theurgy”, music, cinematography, “all-unity”, microcosm, macrocosm.


Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Аверин П. Б. Акт воспоминания и язык воспоминания. «Котик Летаев» Андрея Белого // П. Б. Аверин. От Толстого до Набокова: Из истории русской литературы. – СПб: Изд-во им. Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2014. – 392 с.

Белый А. Котик Летаев // Сочинения: в 2-х т. Т 2. Проза / Сост. и подгот. текста В. Пискунова; Коммент. С. Пискуновой, В. Пискунова. ― М.: Худож. лит., 1990. – 671 с.

Белый А. На перевале. Литературный дневник. XXI. Синематограф // Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. – М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012.

Белый А. Священные цвета // Андрей Белый. Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. – М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012.

Белый А. Символизм как миропонимание // Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. – М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012.

Белый А. Смысл искусства // Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2-х томах. Т. 1 / Вступ. ст., сост. А. Л Казин, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева. ― М.: Искусство, 1994.

Белый А. Программа «Вечера Андрея Белого» // Lib. ru. / Классика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_1932_programma_vechera.shtml.

Белый А. Формы искусства // Собрание сочинений. Символизм. Книга статей. – М.: Культурная революция; Республика, 2010.

Исупов К. Г. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура Серебряного века / К. Г. Исупов. – СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2010. – 592 с.

Ковыршина С. В. Философская автобиография как форма духовного творчества, жанр дискурса и нарратив эпохи: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: спец. 09. 00. 01 «Онтология и теория познания» / С. В. Ковыршина. – Екатеринбург, 2004.

Лавров Л. В. Андрей Белый. Разыскания и этюды. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 520 с.

Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока / Д. Максимов. – Л: Советский писатель, 1981.

Пахарева Т. А. Русская литература рубежа ХІХ–ХХ веков. Курс лекций: Учебное пособие для студентов-филологов / Т. А. Пахарева. – Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2015. – 160 с.

Пахарева Т. А. Материалы спецкурса «Традиции европейского Средневековья в русской литературе Серебряного века» (в рукописи).

Тынянов Ю. Н. Об основах кино // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 326–345.

Цивьян Ю. Г. К происхождению некоторых мотивов «Петербурга» Андрея Белого / Ю. Г. Цивьян // Семиотика города и городской культуры. – Петербург. Тарту, 1984.




DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.571034

Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.